Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

Экспонаты:

 

1. Книга Э.А. Рязанова "Предсказание" (с дарственной надписью автора). Харьков: Жизнь и компьютер, 1991. 160 с. 20 х 12,5 см. 

 

2. Фотография: Б.Ш. Окуджава, Б.Б. Окуджава, Э.А. Рязанов. ЦДЛ. 1981. Чёрно-белый снимок, металлическая рамка, стекло. 26 х 18 см.

 

           Фотография: Б.Ш. Окуджава, Б.Б. Окуджава, Э.А. Рязанов в ЦДЛ

 

               Известны творческие и дружеские связи Булата Окуджавы со многими деятелями отечественного кинематографа: М.М. Хуциевым, П.Е. Тодоровским, В.Я. Мотылём, Д.К. Асановой, М.М. Козаковым, З.Е. Гердтом, В.Ю. Никулиным и др. Взаимной симпатии и уважения были исполнены отношения Окуджавы с кинорежиссёром и сценаристом Эльдаром Александровичем Рязановым (1927-2015), чьи картины «Карнавальная ночь» (1957), «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984) и др. полюбили зрители разных поколений.

            В кабинете мемориального дома хранятся два экспоната, связанные с кинорежиссёром. На одной из фотографий Окуджава, его сын Булат и Эльдар Рязанов запечатлены на творческом вечере, состоявшемся весной 1981 года в Центральном доме литераторов: Рязанов выступил в качестве ведущего.

            Этот вечер – далеко не единственный пример совместных выступлений поэта и режиссёра. Булат Окуджава неоднократно становился участником популярнейшей телевизионной передачи «Кинопанорама», которую вёл Рязанов, в том числе в 1982 году, когда снимался юбилейный выпуск к 20-летию программы, где Окуджава немного рассказал о своём творческом сотрудничестве с кинематографистами и исполнил под гитару два произведения: «Песенка, короткая, как жизнь, сама...» (представив её как “Песенка без названия”, поскольку на тот момент ещё не решил, как её объявлять) и «Надпись на камне» («Пускай моя любовь как мир стара...»). В 1983 году для очередного выпуска «Кинопанорамы» был записан полуторачасовой материал, где Эльдар Рязанов беседовал с Булатом Окуджавой. Поэт исполнил такие произведения, как «Грузинская песня» («Виноградную косточку в тёплую землю зарою...»), «О Володе Высоцком», «Ваше благородие госпожа разлука...», «Плач по Арбату» («Я выселен с Арбата...»), «Ворон», «Пиратская лирическая», «Песенка про дураков», «Как наш двор ни обижали...», «Полночный троллейбус». В художественном фильме Рязанова «Тихие омуты» (2000) прозвучала песня Булата Окуджавы «Быстро молодость проходит...» (в исполнении С. Никитина).

            Нужно отметить, что Эльдар Рязанов тоже не был обделён литературным талантом и стал известен как поэт. Популярность имеют песни на его стихи: «У природы нет плохой погоды...», «Живём мы что-то без азарта...», «Любовь – волшебная страна», «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть...» Пробовал себя Рязанов и в качестве мемуариста, прозаика. Его перу принадлежит повесть «Предсказание» (1990), опубликованная в журнале «Юность» в 1992 году и экранизированная самим Рязановым: в 1993 году в прокат вышел художественный фильм «Предсказание» с участием О. Басилашвили, А. Соколова, И. Жакоб, Р. Карцева, А. Жаркова.

 

Книга Эльдара Рязанова

 

            Эльдар Рязанов подарил Булату Окуджаве и его супруге первое издание повести (1991). Эта книга хранится в мемориальной библиотеке. На титульной странице – дарственная надпись автора: «Дорогим Оле и Булату с нежностью. Всегда Ваш Эльдар Рязанов. 12.3.1994».

 

Дарственная надпись Э.А. Рязанова

 

«Предсказание» – это остросюжетная повесть с явной ориентацией на традиции романтизма (мотив двойника и т.д.). Главный герой, писатель Олег Горюнов, слышит из уст цыганки пророчество: ему предстоит невероятное знакомство, большая любовь и скорая смерть. Предсказания прорицательницы сбываются одно за другим, но вопреки испытаниям Горюнову не только удаётся уберечься, но и кардинально поменять жизнь, обрести надежду на счастье.

В повести Рязанов попытался затронуть и бегло очертить многие острые проблемы времён развала СССР. Несмотря на бурный сюжет – смесь детектива, драмы и боевика – повесть слаба в стилистическом отношении, грешит литературщиной, переполнена клише («я лихорадочно думал», «наступила решительная минута», «пауза затягивалась», «смятение раздирало меня», «...я отбросил всяческие сомнения», «...я не был готов к такому резкому повороту» и т.п.), образы персонажей решены излишне схематично.

             Однако сам по себе прозаический опыт Эльдара Рязанова всё равно заслуживает внимания и является своеобразным штрихом к трудному этапу в жизни нашей страны – периоду 90-х годов.


Науч. сотрудник Государственного мемориального музея Б.Ш. Окуджавы

Н.А. Тимофеев

Фото экспонатов: 

М.А. Гуреев

20.12.2018.

           

 

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru