Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

ФЕВРАЛЬСКИЕ ДАТЫ   

 

Февраль 1937 г. 
- страшный месяц для семьи…



15 февраля – Шалва Окуджава – отец поэта - отстранен от должности первого секретаря Нижнетагильского горкома. 
18 февраля – Шалва Окуджава арестован в Свердловске. 
20 февраля – Ашхен – мама поэта - с матерью и детьми уезжает из Нижнего Тагила в Москву. 

 

1965


21 февраля – инспирированное «письмо трудящихся» под редакционным названием «Ловцы дешевой славы» в газете «Советская Россия», направленное в основном против творчества Б.Окуджавы.
Статья «…была оформлена как письмо в редакцию и подписана доцентом университета Юрко, студентом педагогического института, студентом политехнического института (передовая советская молодежь), а также плотником завода крупнопанельного домостроения, лаборанткой санэпидемстанции и другими…
Вот они пишут – не похоже ни на слесаря, ни на доцента:
«О сомнительной философской направленности творчества некоторых из наших гостей дает представление прочитанное Б. Окуджавой стихотворение „Как научиться рисовать“. Поэт предлагает взять все краски – черную, белую, красную, зеленую – и смешать. Что получится из этого – покажет время, только оно, дескать, даст правильную оценку творчеству художника. „Да“ и „Нет“, размышляет Окуджава, отнюдь не зависят от земных людей. С этой созерцательной пассивной позиции поэт плодит массу всякой чепухи, вызывающей лишь недоумение».

 

Из воспоминаний Л.Шилова
 

 

Булат Окуджава
КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

Если ты хочешь стать живописцем,
                   ты рисовать не спеши.
Разные кисти из шерсти барсучьей
                    перед собой разложи,
белую краску возьми, потому что
                     это - начало, потом
желтую краску возьми, потому что
                    все созревает, потом
серую краску возьми, чтобы осень
                 в небо плеснула свинец,
черную краску возьми, потому что
                    есть у начала конец,
краски лиловой возьми пощедрее,
                 смейся и плачь, а потом
синюю краску возьми, чтобы вечер
                птицей слетел на ладонь,
красную краску возьми, чтобы пламя
                      затрепетало, потом
краски зеленой возьми, чтобы веток
             в красный подбросить огонь.

 

Перемешай эти краски, как страсти,
                в сердце своем, а потом
перемешай эти краски и сердце
           с небом, с землей, а потом...
Главное - это сгорать и, сгорая,
                   не сокрушаться о том.
Может быть, кто и осудит сначала,
                    но не забудет потом!

 

                                1964

 

1972,


18 февраля – знакомство Б. Окуджавы со знаменитым немецким писателем, нобелевским лауреатом Генрихом Беллем в доме критика, переводчика и правозащитника Льва Копелева и его жены Раисы Орловой. Фото Г.Бёлля висело на стене кабинета Б.Окуджавы в Переделкино среди фотографий особо значимых для него людей. 
 

Г. Белль, Л. Копелев

 


 

1977, 
февраль – участие в съемках фильма Д. Асановой «Ключ без права передачи», где Б.Окуджава исполняет песню «Давайте восклицать».
«…Я очень нервничал. Помню, что мне очень хотелось угодить, соответствовать. Я напридумывал множество различных вариантов песен к этому фильму. Почему я нервничал? Ведь у меня был порядочный опыт подобной работы. Всё пока что получалось как будто бы удачно. Моё положение в литературе и уже некоторая известность и уверенность в собственных силах, казалось бы, должны были избавить меня от излишней вибрации, но я нервничал. Так, нервничая, я спел, приехав в Ленинград, одну песню, вторую, и, наконец, еще одну, не совсем, правда, удачную, но так, на всякий случай. Динара слушала моё испуганное, напряжённое пение, подперев кулачком подбородок. Кстати, та — третья песня — никакого отношения к сюжету фильма не имела. Динара, по каким-то одной ей ведомым признакам, отобрала именно её. Я думал, будет оркестр, но звучала жалкая гитара: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»

 

Из документального фильма «Динара», 1988
 

 

 

1989, 


февраль – вступление в литературное сообщество «Апрель» («Писатели в поддержку перестройки»), которое стало издавать литературно-публицистический альманах с тем же названием.
Это издание объединило писателей, выступивших в поддержку освободительной Перестройки Горбачева. Издававшийся всего один раз в год "Апрель", тем не менее, собирал вокруг себя лучшие литературные силы.


В альманахе печатались Фазиль Искандер, Булат Окуджава, Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Андрей Вознесенский, Анатолий Приставкин, Евгений Евтушенко, Юнна Мориц, Евгения Ясина, Лидия Чуковская, Людмила Петрушевская, Даниил Гранин, Лев Разгон, Татьяна Бек, Борис Чичибабин, Алла Гербер, Галина Дробот, Григорий Померанц и многие другие известные писатели и общественные деятели.

В 2007 издание альманаха было решено прекратить последним, 16-м выпуском. Редакторы альманаха объясняли это решение тем, что «наступил день, когда мы поняли — тот альманах „Апрель“, который мы с любовью пестовали 16 лет, закончился. Наступили времена другого слова, другой интонации, другого взгляда на действительность — резкого, жесткого, энергичного. Кончились иллюзии, пришли аллюзии. Сегодня мы прощаемся со своим читателем. Мы были верны ему, а он – нам. Да и сейчас, надеемся, что мы по-прежнему вместе. Но тот альманах, где мы жили светлыми надеждами, закончился. Будет, надеемся, другой. В другом времени, в сегодняшнем, которое уже не вчерашнее, когда мы начинали, но пока еще и не будущее, из которого, как из космоса, поступают тревожные сигналы. Еще не беда, но уже тревога».

 

ГЛАВНАЯ / ДАТЫ / ФЕВРАЛЬСКИЕ ДАТЫ

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru