Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

 

ИЮЛЬСКИЕ ДАТЫ 2020

 

6 июля -   день рождения писателя Бориса Исааковича Балтера (1919-1974).

 

Булат Окуджава, Галина Балтер, Ольга Окуджава, Борис Балтер. г. Ялта, Дом творчества писателей, 1966 г. 

 

6 июля 1919 года в далеком среднеазиатском городе Самарканде в семье потомственного военного, Героя русско-японской войны Георгиевского кавалера Исаака Балтера родился сын Борис. Это во многом определило дальнейший жизненный путь  будущего писателя.
Наш музей конечно не мог остаться в стороне и вспомнить этого замечательного, но к сожалению несколько подзабытого в наше время автора. Писателей фронтовиков Булата Окуджаву и Бориса Балтера многое связывало. Это и фронтовое прошлое, оба знали о тяготах прошедшей войны не понаслышке, добровольцами ушедшие на фронт. Оба получили тяжелые ранения, были награждены наградами, а вернувшись с войны писали о ней совершенно иначе чем того требовали идеологические установки. Война перевернула их мировоззрение и навсегда оставила в их душах неизгладимый след. В произведениях Окуджавы и Балтера о войне нет той патетики и героизации, присущей другим, у Окуджавы война это прежде всего страшная трагедия и безмерная боль о павших и не вернувшихся с полей войны. Это его роднит с Балтером, в этом они были единомышленники.
Связывала и совместная работа. Одно время они сидели вместе в одном крохотном кабинетике, именуемом отделом поэзии, в редакции «Литературной газеты». Делились творческими замыслами. Борис Балтер видел что Булат Окуджава что то пишет и складывает отпечатанные листы в ящик своего стола, спросив он узнал что Окуджава задумал автобиографическую повесть о своих сверстниках прямо со школьной скамьи шагнувшие на поля войны. Окуджава не рассчитывал на публикацию и писал для себя, что называется в стол. По одной из версий именно Борис Балтер попросил у товарища почитать рукопись а затем без ведома самого автора дал эту рукопись своему учителю у которого проходил обучение на литературном семинаре Константину Георгиевичу Паустовскому. Паустовского так поразил совершенно иной взгляд молодого автора на события Великой Отечественной что он не колеблясь включил повесть Булата Окуджавы « Будь здоров школяр» в издаваемый им Альманах «Тарусские страницы». В альманахе так же была опубликована и повесть Бориса Балтера « До свидания мальчики». Кстати первоначально у Балтера повесть называлась « Трое из одного города» но затем он изменил название взяв в заглавие строку из знаменитого одноименного стихотворения Булата Окуджавы. Несмотря на то что в числе авторов ставшего легендарным Альманаха были имена М. Цветаевой, Б. Слуцкого, Ю. Трифонова, Н. Заболоцкого, Д. Самойлова , К. Паустовского и многих других маститых авторов, имена молодых писателей фронтовиков Б. Балтера и Б. Окуджавы не затерялись. Несмотря что «Тарусским страницам» была уготована печальная судьба, он был нещадно разгромлен критиками в официальной прессе за «искажение взглядов в освещении ВОВ» и больше никогда не издавался именно у произведений Б. Балтера и Б. Окуджавы было счастливое продолжение, они были экранизированы. В 1965 году на экраны страны вышел фильм «До свидания мальчики» режиссера М. Калика, а в 1967 году по мотивам повести Б. Окуджавы режиссер В. Мотыль снял фильм « Женя, Женечка и Катюша».
Дружба двух писателей прошла через всю их жизнь. Во время первой заграничной поездке Б. Окуджавы в 1964 году в Польшу рядом был его товарищ Б. Балтер так же входящий в состав писательской делегации. А это значит опять были нескончаемые разговоры до утра в прокуренном купе, обмен взглядами на мир и окружающую действительность, делились творческими замыслами, впереди казалась долгая и непременно счастливая жизнь после всех тягот и невзгод выпавших на долю их поколения.
Жизнь к сожалению распорядилась совершенно иначе. Судьба отвела Борису Балтеру еще недолгие 10 лет жизни. Еще будут встречи, будут совместные поездки на отдых, но старые военные раны и измученное сердце не выдержало чудовищной нагрузки, бешеного ритма и постоянного напряжения от оказываемого на него давления со стороны властей борящихся со всяким инакомыслием и видящих в писателе не прикрытую угрозу.
 
В октябре 1965 года в 10-м номере журнала «Юность» был напечатан рассказ Балтера «Проездом». Это была последняя прижизненная публикация писателя в популярном журнале. Почти через четверть века, в 1989 году, журнал «Юность» посмертно опубликовал незаконченную повесть Бориса Балтера «Самарканд».
В 1968 г. Балтер, живший в Москве, был исключён из партии после того, как подписал письмо в защиту Ю. Галанского и  А. Гинсбурга. До конца жизни он занимался переводами с узбекского и таджикского языков.
8 июня 1974 года Борис Балтер скончался после двух инфарктов от сердечного приступа в деревне Вертошино Рузского района Московской области, где у него был дом. Похоронен писатель на кладбище в посёлке Старая Руза. Булат Окуджава отозвался на смерть друга стихотворением:

 

НА СМЕРТЬ БОРИСА БАЛТЕРА


Не все ль равно, что нас сведет в могилу — пуля иль простуда?
Там, верно; очень хорошо: ведь нет дурных вестей оттуда.
Я жалоб не слыхал от них, никто не пожелал вернуться.
Они молчат, они в пути. А плачут те, что остаются.

Они молчат Бог весь о чем — иные берега пред ними,
и нету разницы для них между своими и чужими.
К великой тайне приобщась, они уходят постепенно
под скорбный марш,
под вечный марш,
под польский марш,
под марш Шопена.

1974

 

 

18 июля – день рождения поэта Евгения Александровича Евтушенко (1932-2017).

 

Булат Окуджава, Евгений Евтушенко на крыльце дома в Переделкино. Фото из экспозиции музея Булата Окуджавы в Переделкино.


    Нынешнему поколению трудно представить, как звучала новая поэзия в конце 50-х – начале 60-х, как рвалась молодёжь на выступления Евтушенко.  А было, например, так: он должен был выступить в клубе недалеко от Павелецкого вокзала, но в последний момент администрация закрыла двери, и толпа слушателей осталась стоять у входа. Тогда Евтушенко повёл всех в ближайший двор и читал стихи, взобравшись на пожарную лестницу. Вот как это было! 
    А ещё его книги были настоящей валютой. Книжная толкучка на Кузнецком мосту почти безошибочно выбирала лучшее из массы выходившей литературы – сборнички Евтушенко всегда были в этом привилегированном списке, начиная со знаменитого «Шоссе Энтузиастов» 1956 года.
    Некоторые его стихи звучали просто оглушительно. В 1962 году он напечатал в газете «Правда» стихотворение «Наследники Сталина». Стихотворение «Бабий Яр», когда эта тема была табуирована, в 1961-м он читал со сцены Политехнического, а слушатели после прочтения обнимались и плакали. Оно настолько потрясло тогдашнее поколение, что Шостакович тогда же написал на его слова симфонию №13.
    Он прожил долгую жизнь (умер в 2017 году), оставив после себя большое и достойное наследие. Это не только многочисленные сборники стихов и книги прозы, публицистики и мемуаров, песни и рок-оперы, не только два поставленных им фильма. А сколько песен на его стихи! От «Хотят ли русские войны» до «Со мною вот что происходит»…
    Ещё Е.Евтушенко был просветителем. Грандиозный труд – составление антологии «Строфы века», возвратившей из забвения имена и стихи десятков полузабытых и забытых поэтов, обратившая внимание на поэтов-диссидентов и поэтов андерграунда – тоже значительный поступок. Антология печаталась из номера в номер в журнале «Огонёк» в конце 80-х, и страницы её аккуратно вырезались и собирались тогдашними внимательными читателями. И одна фраза осталась от него - из поэмы «Братская ГЭС», которую теперь можно отнести и к нему самому: «Поэт в России – больше, чем поэт». 

 

Е.Евтушенко и Б.Окуджава
    
    Они были знакомы с начала 60-х, а потом 10 лет  жили по соседству в Переделкино. После смерти Окуджавы Евтушенко вспоминал: «Мы, наверно, не меньше чем раз сто выступали вместе с Булатом». И очень важные слова нашёл: «Окуджава был первый в нашей стране поэт… при несвободе печати всё-таки отвоевавший право на «магнитофонную гласность». И ещё так сказал: «Как больно, что я уже никогда уже больше не услышу по телефону: «Заходи - у меня есть джонджоли».
     И после смерти Б.Окуджавы их связь не прервалась: Е.Евтушенко был в числе тех, кто в 2016 году отстаивал наш музей, когда его лишили самостоятельного статуса, присоединив к Литературному музею.

Поэтому неудивительно, что Е.Евтушенко сочинил такие стихи:

 


ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА БУЛАТА


Простая песенка Булата
всегда со мной.
Она ни в чем не виновата
перед страной.

 

Поставлю старенькую запись
и ощущу
к надеждам юношеским зависть
и загрущу.

 

Где в пыльных шлемах комиссары,
нет ничего,
и что-то в нас под корень самый
подсечено.

 

Все изменилось - жизнь и люди,
любимой взгляд,
и лишь оскомина иллюзий
внутри, как яд.

 

Нас эта песенка будила,
открыв глаза.
Она по проволоке ходила,
и даже - за.

 

Эпоха петь нас подбивала.
Толкала вспять.
Не запевалы-подпевалы
нужны опять.

 

Но ты, мой сын, в пыли архивов
иной Руси
найди тот голос, чуть охриплый,
и воскреси.

 

Он зазвучит из дальней дали
сквозь все пласты,
и ты пойми, как мы страдали,
и нас прости.

1971

 

 

Булат Окуджава

 

ПЕСЕНКА СТАРОГО ШАРМАНЩИКА

                                                     Евгению Евтушенко

 

Шарманка-шарлатанка,
как сладко ты поешь!
Шарманка-шарлатанка,
куда меня зовешь?

 

Шагаю еле-еле -
вершок за пять минут.
Ну как дойти до цели,
когда ботинки жмут?

 

Работа есть работа,
работа есть всегда.
Хватило б только пота
на все мои года.

 

Расплата за ошибки -
она ведь тоже труд.
Хватило бы улыбки,
когда под ребра бьют.

Работа есть работа...

1960-1961

 

 

10 (23) июля – 105 лет со дня рождения русского поэта-песенника Михаила Львовича Матусовского (1915-1990), автора стихов полюбившихся песен: "Подмосковные вечера", "На безымянной высоте" и мн.др.

 

 

 

 

25 июля 1980 года ушел из жизни Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980). 

 


В этом году - 40 лет, как не стало артиста и поэта, ставшего одной из крупнейших фигур российской культуры. Булат Окуджаваи Владимир Высоцкий были очень близки по мироощущению. "Были хорошо знакомы с Володей Высоцким.... Очень любовно относились друг к другу"- со слов Булата Окуджавы... Запись... Источник Радио Эхо Москвы https://echo.msk.ru/

 

 

Владимир Высоцкий и Булат Окуджава во время обсуждения спектакля «Работа есть работа». Театр на Таганке, 16 марта 1976 года. Фото Александра Шпинева.

 

Знакомство Высоцкого с песнями Окуджавы в 60-е годы оказало огромное влияние на него самого и на его творчество. Владимир Высоцкий не раз говорил, что на его стремление сочинять, исполнять песни оказал большое влияние Булат Окуджава.

"Из-за него писать начал..." - со слов Владимира Высоцкого.

Слушать... Источник  Радио Эхо Москвы https://echo.msk.ru/

 

 

Булат Окуджава

О Володе Высоцком

 

О Володе Высоцком я песню придумать решил:

Вот ещё одному не вернуться домой из похода

Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил ...

Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

 

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом

Отправляться и нам по следам по его по горячим.

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,

Ну а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем.

 

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,

Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...

Белый аист московский на белое небо взлетел,

Чёрный аист московский не чёрную землю спустился.

 

1980

 

 

 

31 июля – день памяти писателя и поэта – Фазиля Абдуловича Искандера (1929-2016).

 

 

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года, скончался 31 июля 2016 года. Русский и абхазский писатель, поэт, сценарист, неравнодушный к судьбе страны человек.

 

    Фазиля Искандера читатели заметили сразу. Интеллигенция, начиная с середины 60-х, опознавала «своих» по цитатам из первых его рассказов, появившихся в «Новом мире» и мгновенно обративших на себя внимание и неподражаемой интонацией, и необычными темами: «Абхазия это Аджария?», «посмотрю, есть ли разнарядка на вашу нацию» или «весело хоронили Колчерукого».

    А в 1973 году в том же «Новом мире» был опубликован главный роман Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Прочитан он был с восторгом! Но много лет ходили слухи, что роман, на самом деле, гораздо объёмнее, цензура не пропустила главного! И читатели стали ждать, делясь  друг с другом скудной информацией, что, оказывается, он целиком напечатан в Америке, отчего в просвещённой читательской среде слава романа только росла. В СССР он увидел свет только в 1989 году.

    Ф.Искандер был из числа тех писателей, чьи произведения нелегко проходили советскую цензуру. И поэтому он был одним из участников знаменитого неподцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 свинцовом году, куда отдал повесть «Маленький гигант большого секса». После такого печататься ему стало, конечно, ещё трудней.

    Искандеру повезло с экранизациями. Фильмы по его произведениям оказывались замеченными зрителями: и «Воры в законе», и «Пиры Валтасара», и «Маленький гигант большого секса».  Такое признание всегда важно в обществе, где «главным из искусств является кино». Хотя и театр не отстал:  в Театре Сатиры много лет с аншлагами шёл спектакль «Привет от Цюрупы».

    А ещё Фазиль Искандер был поэтом. Вот только для читательской публики, его стихи оставались в тени его прозы, что нисколько не умаляет их достоинства, а потомкам ещё предстоит внимательно прочесть философские, часто горькие строки, например, такие:

 

Страна моя — и смех и грех,

Твои дворцы, твои халупы.

Мысль о тебе — пустой орех.

А мы обламывали зубы.

Друг юности, не прекословь!

Какие споры! Лихорадка!

 

 

 

Булат Окуджава

Быстро молодость проходит...

                                                                    Фазилю Искандеру

 

Быстро молодость проходит, дни счастливые крадет.

Что назначено судьбою — обязательно случится:

то ли самое прекрасное в окошко постучится,

то ли самое напрасное в объятья упадет.

 

Так не делайте ж запасов из любви и доброты

и про черный день грядущий не копите милосердье:

пропадет ни за понюшку ваше горькое усердье,

лягут ранние морщины от напрасной суеты.

 

Жаль, что молодость мелькнула, жаль, что старость коротка.

Все теперь как на ладони: лоб в поту, душа в ушибах...

Но зато уже не будет ни загадок, ни ошибок —

только ровная дорога до последнего звонка.

 

1979

 

Юрий Корякин, Булат Окуджава, Фазиль Искандер. ЦДЛ. Фото из экспозиции музея Булата Окуджавы в Переделкино.

 

 

Дата очень значительная. Фазиль Искандер - уникальный, неповторимый, огромный талант! Как теперь принято говорить-яркая звезда нашей отечественной культуры. Фазиль и Булат всю жизнь чувствовали почти родственную приязнь друг к другу. Была ли это дружба? Нет! Жизнь-разлучница. И высокое слово "друг" для людей их поколения было почти священным. Но родство с Кавказом, совпадение мировоззрений, мироощущений, взглядов на окружающую действительность... Им всегда было интересно друг с другом. Два больших редких таланта были напрочь лишены чувства зависти, ревности, соперничества, столь часто встречающихся в писательской среде. Они понимали друг друга. Уважали. Продолжали свое творческое путешествие в одной лодке, на одной волне. С далеких пятидесятых их навсегда связала любовь к литературе, к поэзии и братская любовь друг к другу.  

 

Булат Окуджава

 

ПЕСЕНКА О КАБИНЕТАХ МОИХ ДРУЗЕЙ

(КАБИНЕТЫ МОИХ ДРУЗЕЙ)


Что-то дождичек удач падает не часто.
Впрочем, жизнью и такой стоит дорожить.
Скоро все мои друзья выбьются в начальство,
и тогда, наверно, мне станет легче жить.

 

Робость давнюю свою я тогда осилю.
Как пойдут мои дела, можно не гадать:
зайду к Юре в кабинет, загляну к Фазилю,
и на сердце у меня будет благодать.

 

Зайду к Белле в кабинет, скажу: "Здравствуй, Белла".
Скажу: "Дело у меня, помоги решить".
Она скажет: "Ерунда, разве это дело?.."
и, конечно, мне тогда станет легче жить.

 

Часто снятся по ночам кабинеты эти,
не сегодняшние - нет,
завтрашние - да:
самовары на столе, дама на портрете.
Просто стыдно по пути не зайти туда.

 

Города моей страны все в леса одеты,
звук пилы и топора трудно заглушить.
Может, это для друзей строят кабинеты?
Вот настроят и тогда станет легче жить.

1974

 

 

ГЛАВНАЯ / ДАТЫ / ИЮЛЬСКИЕ ДАТЫ

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru