Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

МАЙСКИЕ ДАТЫ 2021

 

Виктор Петрович Астафьев

 

 
1 мая 1924 Виктор Петрович Астафьев
 
Герой социалистического труда, русский писатель, драматург, сценарист, участник Великой Отечественной войны. 
Родился в селе Овсянка под Красноярском. Родители работали на мельнице, которую привёл в порядок, «довёл до ума» отец семейства. Хозяйственные крепкие семьи становились первыми жертвами раскулачивания. Так было и с Астафьевыми, которые просто честно, с умом трудились по найму. «Все мы родом из детства»…Раннее детство Астафьева было деревенским. В кино того времени  показывали идеально-пасторальную картину советской деревни. А настоящую жизнь примечала зоркая, пытливая крестьянская наблюдательность Астафьева,  «хозяйский глаз» на всякого рода неустроенность и несправедливость, ощущение причастности к радостям и бедам своей земли и народа. Всё это отразится потом на страницах книг Астафьева. 
Отец Астафьева был арестован и отправлен на строительство Беломорканала, мать умерла, мальчик остался у бабки. Отца отпустили – за «ударный труд». На радостях он привёл в дом мачеху, как из русской сказки, и мальчика буквально «сдали в детдом» в Игарке. Это было тяжёлое время, но именно там Астафьев встретил Учителей – Игнатия Рождественского (он преподавал словесность) и Василия Соколова (он был директором детдома). Именно они посоветовали ему подумать о писательской карьере. Потом была война, на которую Астафьев отправился добровольцем и доблестно служил Родине: орден «Красной Звезды», медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». После войны Астафьев выполнил наказ своих учителей и окончил Литературный институт имени А.М. Горького. 
Автор романов, повестей, рассказов, сценариев: «Тают снега», «Прокляты и убиты», «Перевал», «До будущей весны».
 
 
 
 
Борис Абрамович Слуцкий
 
7 мая 1919 Борис Абрамович Слуцкий
 
Один из самых ярких русских поэтов ХХ века. Учился одновременно в Литературном институте имени А.М. Горького и в Московском юридическом институте. Весной 1941 года опубликовал свои первые стихи, а уже в июне 1941 года был рядовым стрелковой бригады. В 1943 году был старшим инструктором политотдела, но продолжал ходить в разведку. Был тяжело ранен, Победу встретил в звании гвардии майора. 
В 1958 году на собрании завистников и адептов коммунистической идеологии, которые не могли простить Пастернаку ни таланта, ни скандала, вызванного публикацией романа «Доктор Живаго» на Западе, Слуцкий выступил «от себя лично», осудив Пастернака. Борис Слуцкий всю жизнь не мог простить себе этот поступок.
 В 1965 году в фильме «Мне двадцать лет»/ «Застава Ильича» Борис Слуцкий и «плеяда прекрасной эпохи» вместе читают стихи. Ах, попасть бы в то светлое время, когда людей, мечтавших послушать поэзию, сдерживала конная милиция! 
«Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте, дело в мировом законе» – знаменитые строчки Слуцкого. А его «Лошади в океане» – стихотворение, посвящённое И. Эренбргу  (автору  названия прекрасной эпохи – Оттепель), были прочитаны на всех вечерах старшеклассников и студентов, перепеты на все лады по всей огромной стране. 
И всё-таки... Борис Слуцкий  в своё время не был прочитан так, как были достойны того его стихи. Особенно те, что были опубликованы уже после его смерти:
 
Завяжи меня узелком на платке,
Подержи меня в крепкой руке.
Положи меня в темь, в тишину и тень,
На худой конец и про чёрный день.
Я – ржавый гвоздь, что идёт на гроба.
Я сгожусь судьбине,  а не судьбе. 
Покуда обильны твои хлеба, 
Зачем я тебе? 
 
 
Василий Львович Пушкин
 
 
8 мая 1766 Василий Львович Пушкин
 
Василий Львович Пушкин – дядя Александра Сергеевича по линии отца. Известный всей Москве светский человек, поэт, лёгкий, приятный в общении, образованный и добрый. Его поэма «Опасный сосед» была едва ли не самым ярким литературным событием 1811 года. Именно Василий Львович хлопотал о включении племянника в список учеников Лицея. 
Для нашего музея имя Пушкина, его эпоха и ближний круг очень важны. Сказывается влияние и пример Булата Шалвовича. Поэтому даты, литературные анекдоты и «житейские факты» Пушкинианы в нашем музее находятся под пристальным любовным вниманием.
Как хорошо, что нынче в настоящем московском деревянном особняке на Старой Басманной сейчас находится музей В.Л. Пушкина!
 
 
 
Булат Шалвович Окуджава
 
9 мая 1924 Булат Шалвович Окуджава
 
День рождения Булата Окуджавы.
Какое счастье, что ВЫ – ЕСТЬ, Булат Шалвович! 
 
 
 
 
 
 
 
Кадр из фильма «Белорусский вокзал», 1970
 
 
9 мая 1945 День Победы
 
Не верь войне, мальчишка, 
не верь: она грустна.
Она грустна, мальчишка, 
как сапоги тесна. 
 
Твои лихие кони
не смогут ничего:
ты весь – как на ладони,
все пули – в одного. 
 
 
День Великой Победы навсегда останется одновременно светлым и печальным днём для всех, кто знает правду о войне из подлинных воспоминаний  солдат, партизан, тружеников тыла, узников концлагерей, участников подполья. 
 День Победы стал официальным праздником через 20 лет после войны –  Указ №3478-IV Президиума верховного совета СССР от 26 апреля 1965 года «Об объявлении 9 мая нерабочим днём». Это правильно, справедливо, честно!
Хочется верить, что в этот день скорби, светлой печали, памяти, радости и гордости разжигатели войны в любой точке планеты услышат великие песни Победы, прочитают воспоминания фронтовиков и одумаются, остановятся, испугаются выпустить горе. «Ах, война, что ты сделала, ПОДЛАЯ!» Вспомните, как те, кто пережил войну в битвах, труде, оккупации, в плену или концлагерях не любили много говорить о ней, как радовались весточкам от былых однополчан и боевых товарищей, были счастливы встретиться с ними, как горевали, узнав, что кого-то добили старые раны и фронтовые осколки… А как придирчиво и строго смотрели ветераны фильмы о войне, нет, не оценивая по Станиславскому игру актёров, а остро чувствуя суровую правду или, наоборот, – агитку. И все они – герои, отстоявшие страну, желали своим потомкам одного: чтобы больше никогда, чтобы НИКОГДА НЕ БЫЛО ВОЙНЫ!  С ДНЕМ ПОБЕДЫ! 
 
 
 
Андрей Андреевич Вознесенский
 
12  мая 1933 Андрей Андреевич Вознесенский
 
Андрей Вознесенский – ученик Пастернака и последователь Маяковского, новатор редкого дара, изобретатель нового жанра синтеза поэзии и визуальных образов – видеом, автор либретто к великому спектаклю «Антимиры» и легендарной рок-опере «Юнона и Авось». Вознесенский – архитектор, не столько объектов материального мира (всего две работы воплотились в жизнь), сколько текстов, формы стиха. Один из ярких представителей эпохи Оттепели, уникальный поэт второй половины ХХ века, самобытный, острый, актуальный навсегда. Андрей Вознесенский знал взлёты невероятной популярности и времена опалы: после выступления на встрече Хрущёва с интеллигенцией, первый секретарь ЦК КПСС  грозил выслать его из страны. Поэзию Вознесенского слушали и понимали в Европе и США. Андрей Андреевич был знаком с семьёй президента Кеннеди, брат которого Роберт под впечатлением ритма поэзии Вознесенского переводил его стихи на английский.
 
 
 
Модест Ильич Чайковский. Пётр Ильич Чайковский
 
13 мая 1850 Модест Ильич Чайковский
7 мая 1840  Пётр Ильич Чайковский
 
Творческий союз братьев Чайковских – удивительный пример сотрудничества на радость миру и красоте. Пётр Ильич Чайковский – один из самых известных русских композиторов, а его младший брат Модест был театральным критиком, переводчиком, драматургом, оперным либреттистом (оперы «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин»). 
Семейным увлечением родителей Булата Окуджавы были литература и опера. Маленький Булат и в арбатском дворе, и в тифлисском, и в тагильском пытался ставить сцены из оперных спектаклей и даже неумело исполнять арию Ленского.  
В свой последний день счастливой жизни Шалва Степанович и Ашхен Степановна собирались пойти в Свердловский оперный театр – все восторгались новой солисткой, им тоже хотелось послушать её и насладиться прекрасной музыкой. Это было в феврале 1937 года, когда арестовали отца Булата Окуджавы.
 
 
 
Михаил Афанасьевич Булгаков
 
15 мая 1891 Михаил Афанасьевич Булгаков
 
Родился в Киеве в семье преподавателя духовной академии, учился, стал врачом, о чём напишет свои «Записки юного врача» и «Морфий». Переживёт страшные дни в Киеве, когда власть в Городе (именно так Булгаков будет его  называть в романе «Белая гвардия») менялась 19 раз. Врач нужен всем, независимо от политических взглядов. С армией Деникина Булгаков дойдёт до Владикавказа и станет работать в газетах, писать для местного театра, бороться с бредовыми идеями Пролеткульта. Потом будет служба в Тифлисе, Батуми. 
В 1921 году Булгаков переедет в Москву, которая встретит его не очень приветливо. Отсутствие жилья, неустроенность, жуткая работа в Главлитпросвете, случайные заработки, сценарии, опять неустроенность. Однажды Крупская помогает с работой и временным жильём.
Потом будет сложная история сотрудничества с МХАТ им. Чехова и его «отцами-основателями», встреча с Еленой Сергеевной, которой будет предназначено добиться уже посмертной журнальной публикации его романа «Мастер и Маргарита». 
Именно в этом романе за подгулявшим названием Перелыгино будет скрываться легендарный писательский посёлок Переделкино. Если хотите знать, как стремились «совписы» попасть в это прелестное подмосковное место, перечитайте главы «Мастера и Маргариты». Представьте себя счастливым обладателем путёвки в Дом творчества писателей или арендатором дома и приезжайте в Переделкино, где нынче находится музей Булата Окуджавы.       
 
 
 
Игорь Северянин
 
16 мая 1887 Игорь Северянин
 
Первый эстрадный поэт России. Эффектный, яркий, необычный, модный. 
Первое стихотворение «Звезда и дева» написал в детстве, тогда же с осознанностью взрослого человека выбрал свой путь. 
На деньги богатого дяди издавал брошюры своих стихов, пытался продвигать их (выражаясь современным языком), ревностно собирал отзывы. В 1909 году книжечка манерных, но талантливых стихов попала в Ясную поляну с одним из толстовцев, искавших правды и просветления у Льва Толстого. Толстой невольно стал продюсером Северянина, обругав его стихи.
Северянин декларировал создание нового направления в литературе – эгофутуризма, которое в пику русской общинности, соборности возносило индивидуальное,  свободное «Я». Северянин так и писал в одном из манифестов: « главная цель – утверждение «Я» и будущего ради «Души-истины». 
Северянин придумал новую форму подачи стихов: поэзоконцерты. Это было не похоже ни на что! Подражатели были, но им так и не удалось скопировать, перенять странную, завораживающую манеру чтения стихов. Северянин не заигрывал с публикой, не вступал в контакт. Он словно возвышался над слушателями, обволакивая их голосом. 
 
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной 
Мошкаре  
       
 
В мемориальном кабинете Булата Окуджавы, среди фотографий любимых и дорогих поэту людей, есть маленькое портретное фото Игоря Северянина, и некоторые посетители спрашивают: «А что здесь делает Бонюэль?» Ах, как же мы радуемся, когда вдруг слышим: 
 
Могло быть так:
лет двадцать Пять назад,
Там на воспетой Пушкиным Неве,
Слегка желтел зелёный Летний сад,
В осенней было небо синеве.
И Мраморный дворец стоял в плюще,
Пустело поле марсовых потех.
Я в мягкой чёрной шляпе и плаще
Дорожкой проходил с одной из тех… 
 
 
 
Ольга Берггольц
 
 
16 мая 1910 Ольга Берггольц
 
Голос этой прекрасной женщины знали все ленинградцы. «Говорит Ленинград» – чисто и звонко произносила она, и все знали, что если говорит, то, значит, найдёт силы пережить блокаду и сохранить великий город. Это был голос Ольги Берггольц. В годы блокады Ольга Фёдоровна работала в Доме Радио осаждённого Ленинграда. 
Родилась она в 1910 году в районе Невской заставы в семье хирурга, выпускника Дерптского университета Берггольца и русской дворянки Грустилиной. Родители были интеллигентными людьми, уделяли много внимания воспитанию дочерей. После октябрьского переворота 1917 года семья испытала все тяготы и лишения, выпавшие на долю «бывших». Однако воспитание и характер не позволяли отчаиваться. Ольга закончила трудовую школу, много занималась самостоятельно и поступила на филологический факультет  Ленинградского университета. Затем по распределению работала в Казахстане корреспондентом газеты «Советская степь». Вернувшись в родной город, продолжила работать в заводской газете. Первые публикации юной поэтессы высоко оценил К. Чуковский, один из блестящих литературоведов советской эпохи.  
Берггольц была подвергнута опале в 1937 году, по делу бывшего мужа поэта Бориса Корнилова. В 1938 году была арестована по обвинению в попытке покушения на Жданова и Ворошилова и участии в троцкистском заговоре. Во время допросов беременную Ольгу Берггольц зверски избивали, она потеряла ребёнка. Александр Фадеев вступился за талантливую поэтессу и честного человека. Было доказано, что «показания получены под давлением». 
Второй муж Ольги Берггольц  Николай Молчанов отправился на фронт добровольцем, хотя имел инвалидность. В январе 1942 года он скончался в госпитале. Вскоре после этого отца Ольги выслали из Ленинграда как этнического немца. Оставшись в Ленинграде, поэтесса едва не погибла от дистрофии. Её переправили в Москву, но, как только она смогла, вернулась в осаждённый Ленинград. 
«Дневные звёзды» – так называется философский дневник, последняя книга этой великой женщины. И если вдруг Вам кажется, что жизнь тяжела и невыносима, прочитайте или перечитайте эту книгу.         
   
 
 
Государственный мемориальный музей Б.Ш.Окуджавы, весна 2021
 
18 мая Международный день музеев
 
Мы желаем счастья и радости свободных встреч всем, кто знает, как это увлекательно, познавательно и полезно для душевного здоровья – бродить по тихим залам старых музеев и как прекрасно для роста, развития и сопричастности эпохе –  удивляться новым технологиям, изобретениям и открытиям в современных выставочных пространствах. Как это правильно – ценить находки учёных и чудеса мастерства реставраторов. Как это важно – учиться благородному русскому языку у элегантных музейных дам и поражаться эрудиции их молодой, очаровательной и очень креативной смены.  С праздником, коллеги и уважаемые гости музеев!    
 
 
 
Борис Акунин (Григорий Шалвович Чхартишвили)
 
20 мая 1956 Борис Акунин (Григорий Шалвович Чхартишвили)
 
«История Российского государства», многочисленные романы с продолжением, где герои, события, обстоятельства живут в ХIХ веке – это всё Акунин. Иногда кажется, что Акунин и Фандорин – братья. Иногда, кажется, что Акунин продолжает начатые Окуджавой страницы прелестных фантазий на исторические темы, иллюзорные попытки путешествия во времени. Иногда, кажется, что если в романах на исторические темы Акунина и Окуджавы поменять имена некоторых персонажей на имена реальных людей – политических и общественных деятелей, правозащитников, почти исчезнувших «властителей дум» и конформистов, дам полусвета и так называемых «простых людей» – то книга превратится в печатную подшивку новостей из нашего настоящего.
Мы желаем Борису Акунину в День рождения стать свидетелем и участником такого исторического события, которое вдохновит его на новый роман или целую серию книг о прогрессе и развитии России, о научных открытиях и произведениях нового искусства, о любви и верности, о сильных характерах мудрых людей, влюбленных в свою Родину. 
 
 
 
 
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
 
21 мая 1872 Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
 
Имя этой талантливой русской писательницы, вынужденной уехать из России после октябрьского переворота, носит известная в телевизионной среде премия. Правда, само телевидение, всё чаще становится похоже на сюжеты и героев сатирических рассказов Надежды Александровны Лохвицкой (так её звали на самом деле). Рассказы Тэффи были до того популярны среди читателей, что её именем называли духи, конфеты и цветы. Надо сказать, что родная сестра Надежды Александровны – Мирра Лохвицкая – тоже оставила свой след в русской литературе. Она писала замечательные стихи. Тэффи вошла в литературу как мастер тонкой, острой сатиры о жизни обывателей, знакомой и понятной многим её читателям.
С возрастом, пережив много разных событий и трагедий  ХХ века, Тэффи пишет о силе духа, о любви и смирении, стиль её миниатюр, рассказов, эссе соответствует её личности, обаятельной, мягкой, с чувством юмора и тонким вкусом.  
 
 
 
Леонид Николаевич Мартынов
 
22 мая 1905 Леонид Николаевич Мартынов
 
Русский поэт, переводчик, журналист. 
 
Земля 
Одно волнение уляжется – 
Другое сразу же готовится,
А мир ещё прекрасней кажется;
Ещё желаннее становится
Земля, 
Укатанная гладкими 
Посадочными площадками,
Увешанная виадуками,
Источенная водостоками,
Набитая золой и туками,
Насквозь пронизанная токами…
 
Ложь 
 Поначалу в самых мелочах,
А дальше – больше, гладко, без заминки
Как будто в ясных солнечных лучах
Бесчисленные плавают пылинки.
 
И если в глаз попало – трёшь и трёшь 
И пальцами, и даже кулаками,
Но, кажется, что маленькую ложь
Не вынуть и обеими руками. 
 
 
 
Иосиф Александрович Бродский
 
24 мая 1940 Иосиф Александрович Бродский
 
Странный и страшный  2020 год был похож на всемирную постановку одной строки стихотворения Бродского: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку».
Стихли юбилейные «датские» речи. Навсегда останутся стихи, статьи, интервью и удивительная история жизни, биография, которую по меткому выражению Ахматовой «делали» Бродскому самые разные люди. На многочисленных собраниях, где травили достоинство гордого поэта и пытались сделать его одним из толпы, очень по-разному вели себя самые разные люди: общественники, стукачи, завистники, защитники… Так было в годы гонений, так было в годы триумфа. Так будет всегда: не будет равнодушных. Бродский прекрасен, и всё, что связано с его стихами, очень разными, но узнаваемыми, тоже прекрасно. Даже его хулители-гонители со временем становятся забавными мемами: ну как не вспомнить «простого советского человека», который упрекал отца Бродского, мол, не так «рОстил» он своего сына, или прекрасного в своей категоричности медийного, любимого вчерашними комсомольцами-активистами батюшку, который утверждает, что стихи Бродского трудно учить наизусть, а, значит, они не очень хороши.  
 
Рождественская звезда 
В холодную пору в местности  
привычной скорее к жаре, 
чем к холоду, к плоской 
 поверхности более, чем к горе.
младенец родился в пещере, чтоб 
мир спасти.
мело, как только в пустыне 
может зимой мести.
Ему всё казалось огромным:
грудь матери, жёлтый пар 
из воловьих ноздрей, волхвы: 
Балтазар, Гаспар, 
Мельхиор; их подарки, 
втащенные сюда.  
Он был всего лишь точкой. И
точкой была звезда. 
Внимательно, не мигая, сквозь
редкие облака,
на лежащего в яслях ребёнка 
издалека, 
из глубины вселенной, с другого 
её конца,
Звезда смотрела в пещеру. И это 
был взгляд Отца.  
 
 
 
Данте Алигьери
   
26 мая 1265  Крещение Данте Алигьери
 
Дату рождения установить не удалось пока никому, есть запись о крещении. Зато «Комедия» гениального поэта-изгнанника, получившая титул «Божественной», останется навсегда, на все века и времена.
Дуранте Алигьери (так звучит полное имя итальянского гения) был и будет одним из величайших итальянцев. 
 
 
 
Людмила Стефановна Петрушевская
 
26 мая 1938 Людмила Стефановна Петрушевская
 
Замечательный русский драматург, писатель, сказочник. Её редкий дар отражать красоту и уродство нашей действительности, высвечивать лучом, выхватывать мимолётности жизни, умение Людмилы Стефановны скрепить разорванную нить времён очень важны сейчас, они делают не такой мрачной  «эпоху затемнения», по меткому определению академика Капицы. 
Прекрасные дамы ушедшей эпохи носили шляпы – ведь этот головной убор украшает образ женщины, которая умеет держать ровной спину. Дамы со стержнем, характером, талантом и обаянием в равной мере – большая редкость в век типажей, стандартов и «модных луков». Людмила Стефановна Петрушевская – особое явление в русской литературе, кроме того эта дама умеет носить шляпы.
С Днем рождения, прекрасная соседка по переделкинской глуши! 
 
 
 
Максимилиан Александрович Волошин
 
28 мая 1877 Максимилиан Александрович Волошин
 
Поэт, художник, литературный критик, искусствовед.
Детство Максимилиана Волошина прошло в Таганроге. После смерти главы семьи, мать с сыном перебрались в Москву. Его детской страстью было чтение. 
В 1983 года Елена Глазер – мать будущего поэта, родом из обрусевших немцев – купила  участок земли в деревне Коктебель и перевела сына в гимназию Феодосии, где решили поселиться мать и сын. В деревне в ту пору жили татары и болгары.  Пустой участок был вложением средств и отложенной мечтой. Не сразу юный Макс увидел в жителях деревни, услышал в их речи, почувствовал  в природе  отголоски античности…
Потом Волошин учился в Московском университете на юридическом факультете. В 1899 году был отстранён от учёбы с правом восстановления  за «отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность», отправлен назад в Феодосию на перевоспитание. Там Максимилиан серьёзно занялся самообразованием. Позже путешествовал по Европе, но не ради развлечения, а для того, чтобы своими глазами увидеть места событий мировой истории, искусства, общественной жизни. В ту пору в европейских университетах Сорбонны, Берлина, Праги на правах «вольного слушателя» можно было пройти  курс лекций у блестящих преподавателей.   
В Париже Волошин знакомится с великими мастерами искусства: Матиссом, Леже, Пикассо, Модильяни, Бурделем, Майолем. 
Вернувшись на родину, Максимилиан Александрович знакомится с художниками-авангардистами, поэтами-символистами. Вспоминая парижский «Улей» и коммуны художников на побережье Средиземного моря, в 1903 году он начинает строительство удивительного дома по собственному проекту. Конечно, в Коктебеле.
В 1910 году в свет вышел первый сборник стихов. В 1915  был издан сборник «Война», как манифест пацифизма, а после «революции», которую Волошин считал трагедией комического масштаба, в Советской стране выходят его сборники «Иверия» и «Демоны глухонемые». После этого Волошина запрещают издавать и начинают преследовать за убеждения и смелость говорить правду. Помимо мощной поэзии Волошин оставил блестящий фонд серьёзного литературоведения: было создано более 50 исследований о русской литературе и театре и примерно столько же о литературе Франции, десятки статей о русской живописи и скульптуре. Волошин был блестящим публицистом, его путевые заметки и эссе об искусстве и культурной жизни Франции дают массу исторических и культурологических сведений.  
То, что сейчас Коктебель – легендарное «место силы», литературный маяк, – заслуга Волошина и его «Дома поэта». По сути дела, это был уникальный проект, воплощённая утопия создания творческой среды, пространства для обмена идеями, энергией созидания. В разное время в Коктебеле у Волошина бывал весь цвет русской культуры современной ему эпохи. 
После смерти Максимилиана Волошина в 1932 году его вдова неимоверными усилиями сохранила «Дом поэта». Сейчас – это музей, место мощной притягательной энергии, атмосферы созидания, продолжение своеобразного культа искусства и его Великого Магистра – Максимилиана Александровича Волошина.
 
 
 
Константин Георгиевич Паустовский
 
31 мая 1892 Константин Георгиевич Паустовский
 
Каждая экскурсия в музее Булата Окуджавы обязательно несёт в себе дань уважения великому русскому писателю Константину Георгиевичу Паустовскому.  «Мой крёстный отец в литературе» – так говорил о нём Булат Окуджава. 
Паустовский был наделён талантом такого уровня, что ещё при жизни стал «живым классиком». Таруса, где жил Паустовский, в своё время переняла эстафету 
Ясной Поляны времён Л.Н. Толстого. 
Настоящий дар – всегда созидание и добро. Невозможно представить себе  Паустовского рядом с византийскими интригами «совписов» или с чиновниками от литературы с их вечной ревность-завистью, письмами и кознями, доносами и собраниями, социалистическим соревнованием и планами создания произведений о Ленине-Сталине и генеральной линии партии. Зато, прочитав эссе Окуджавы «Всё ещё впереди», написанное в последний год жизни для альманаха «Мир Паустовского» в память о Константине Георгиевиче, легко представить себе великого писателя в окружении молодых авторов, готового помочь и поддержать талант. Легендарный альманах «Тарусские страницы» дал русской литературе  много замечательных, но не печатавшихся имён русской прозы и поэзии. Это, несомненно, дар и заслуга Паустовского – дать читателям услышать голоса настоящих мастеров.    
Говорить о произведениях Паустовского сложно. Паустовского надо читать: «про себя» для души, вслух, для самых любимых и дорогих, восхищаться, погружаться в прекрасный его язык, чистый, простой и великий. 
 
 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВНАЯ / ДАТЫ / МАЙСКИЕ ДАТЫ 2021

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru