Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

АВГУСТОВСКИЕ ДАТЫ 2021

 

03.08.1924 родился Анатолий Георгиевич Алексин (Гоберман)
 
Писатель, драматург и сценарист, создавший уникальные произведения для детей и юношества. 
Родителями писателя были преподаватель Института красной профессуры и актриса. Отец Алексина – Георгий Платонович Гоберман – в 1937 году был арестован, приговорён к расстрелу, который внезапно отменили. В 1939 году дело Гобермана пересмотрели и его освободили. Поскольку актриса Мария Михайловна Алексина не отреклась от своего мужа, она была уволена из театра. Пережив  годы большого террора, семья зажила прежней жизнью замечательной советской ячейки общества. Анатолий писал стихи для газеты «Пионерская правда», мечтал стать писателем.  Мария Алексина в театр больше не вернулась, а поступила на службу в канцелярию Управления строительства Дворца Советов – очередной сталинской затеи по проекту гениального Иофана. С началом войны это грандиозное строительное бюро было эвакуировано на Урал. Анатолий, покинувший Москву вместе с матерью, устроился на работу в газету «Крепость обороны».
После войны он окончил Московский институт востоковедения, но не  забывал о мечте стать писателем. К 1950 году уже были написаны повести, которые довольно скоро удалось издать. Правда, для сборника «Тридцать один день» пришлось взять псевдоним (по совету опытного человека в издательстве) – сценическую фамилию матери. С фамилией Гоберман на пике обострения антисемитских фобий Сталина жить и творить было очень сложно.  
Довольно быстро кинорежиссёры поняли, что повести Алексина словно просятся на киноэкран. Сюжеты, конфликты, герои понятны и интересны всем, а нравственные ориентиры Алексина – вне времени и общественного строя. Уже в 1959 году выходит первый фильм по сценарию Анатолия Алексина, снятый замечательным режиссёром Михаилом Израилевым. В 1959 году фильм «Потерянная фотография» снимает сам Лев Кулиджанов. 
Книги и фильмы по сценарию Алексина в народе называли «жизненные».  Прошло много лет, сменился общественно-политический строй, а герои Алексина, их проблемы, конфликты, поступки удивляют «нормальностью» и нравственностью. 
 
 
 
07.08.1955 родился Владимир Георгиевич Сорокин 
Писатель, сценарист, драматург и художник. Родился в подмосковном посёлке Быково. С раннего детства любил рисовать и читать. Однако выбор профессии   после школы никак не был связан с искусством. Владимир Сорокин окончил Московский институт нефтяной и газовой промышленности им. Губкина по специальности инженер-механик. Неожиданно поступил на работу в редакцию журнала «Смена». Приблизительно через год был уволен по требованию местной комсомольской организации за отказ стать членом ВЛКСМ. Сорокин проявил твёрдость, за что был уволен. Особо не печалился, ведь работа в «Смене» не оставляла времени на важные дела: иллюстрирование книг самиздат и новое  концептуальное искусство. 
В 80-х Сорокин был известен интеллектуальной Москве (свободной её части) как автор рассказов, картин и книжных иллюстраций написанных ярко, дерзко. В 1985 в Париже в журналах «А-Я» и «Синтаксис» были опубликованы рассказы Сорокина и статья о нём. Официально Сорокина опубликовали в 1989 году в рижском журнале «Родник». Несколько раз произведения Сорокина попадали в короткие листы Букеровской премии, но гораздо чаще они попадали в скандалы, которые провоцировали поборники ортодоксальных взглядов различных течений. 
В 2005 году Большой театр России давал премьеру оперы «Дети Розенталя», музыку к которой написал Леонид Десятников, автором либретто был Сорокин. Несомненно, это было новое слово в современном искусстве, пусть даже в таком  старинном жанре как опера. Странно, что люди, никогда не бывавшие в опере, очень возмущались либретто Сорокина. 
Произведения этого яркого и весьма неоднозначного автора современной литературы переведены на 27 языков. Сорокин – представитель поколения, следующего иным путём, иным идеалам, нежели поколение шестидесятников. На стыке эпох, на сломе времён и застойного уклада, иногда на лезвии бритвы вкуса и морали. Но всегда честно, смело, «во весь голос». 
 
 
 
08.08.1901 родилась Нина Николаевна Берберова
Одна из самых известных парижских эмигранток, писательница, мемуаристка, автор многочисленных биографических эссе и педагог родилась в Петербурге в дворянской семье. Окончания Ниной гимназии совпало с крушением Российской империи. Семья переехала из столицы в Ростов-на-Дону. С этим городом была связана история рода отца Нины – в екатерининскую эпоху часть крымских армян была переселена на Дон, Берберовы были в их числе. В Ростове-на-Дону Нина поступила на историко-филологический факультет университета. Но в 1920 году вернулась в Петроград. Талантливая барышня довольно скоро вошла в поэтические круги бывшей столицы. Вышла замуж за поэта Ходасевича, с ним в 1922 году эмигрировала из Советской страны. Скитания по Германии, Чехии и Италии, привели эту яркую пару в Париж. Нина Берберова прожила в этом городе 25 лет. Она работала в изданиях для русской диаспоры Парижа: «Последние новости» и «Русская мысль». 
Оккупацию Франции Нина Николаевна пережила в деревне под Парижем. Поведение коллаборантов стало одной из причин, по которой Берберова в 1950 году приняла решение переехать в США. Без знания языка, без связей, Нина Николаевна цеплялась за жизнь. Её энергия, умение общаться с людьми, острый ум позволили ей сделать неплохую карьеру в США: она была преподавателем  Йельского и Принстонского университетов. 
Книги Нины Берберовой ценны точными литературными портретами, деталями и свидетельствами трагической эпохи крушения империи, выживания людей в сложных обстоятельствах вынужденной эмиграции.  
Автобиография в 2-х томах «Курсив мой» вызвала споры и слухи. Берберову обвиняли в работе на «соответствующие органы», в корысти и конформизме. Но Нина Николаевна не считала нужным обращать внимание на злопыхателей, считая, что «Россия, которую мы потеряли» в сердце и сознании носителей русской культуры, а не в бесконечных заседаниях многочисленных комитетов, комиссий и фондов, и не в бесчисленных печалях и скорбях об утраченном. Тем более что многие «плакальщики» собственноручно финансировали революционные силы. 
 
 
 
08.08.1927 родился Юрий Павлович Казаков
Замечательный русский писатель, автор, который каждое слово ценил на вес  золота. Быть может, поэтому его рассказы – чистое золото русской литературы. Малая форма в прозе обнажает все шероховатости, которые можно спрятать в бесконечных страницах большого романа, особенно если он написан на заказ, а не по зову сердца. Всё, что писал Казаков, было созвучно его светлому чистому взгляду на мир. Его тексты очень образны. Включение рассказов Казакова в школьную программу не вызвало зевоту у нового поколения, пресыщенного калейдоскопом клипового визуального сознания. «Тихое утро» не оставляет равнодушным даже юного жителя виртуальной, параллельной нам реальности. 
Рассказы Казакова правдивые, светлые. Да и сам автор был удивительным человеком, талантливым и порядочным. 
 
 
 
09.08.1899 родилась Памела Линдон Трэверс
Настоящее имя писательницы, создавшей образ идеального педагога, няни Мери Поппинс, – Хелен Линдон Гофф. Она родилась в Австралии в семье ирландского происхождения. В детстве много читала, в основном это были сказки или истории про животных. Мечтала стать актрисой, сама писала пьесы и сценарии для школьных постановок. Первые публикации появились после переезда девушки в Сидней. Там она училась в театральной студии и подрабатывала журналистом в одной из газет большого города. Сценический псевдоним, взятый по тогдашней моде, вскоре стал известным именем талантливой девушки: Памела Трэверс. 
В 1924 году Памела переехала в Англию. Потеряв часть заработанных денег в дороге, она предприимчиво монетизировала свои путевые заметки, продав их на прежнее место работы в Австралии. Кстати, в 1932 году Трэверс издаст дневник путешествия в Советскую Россию «Московская экскурсия».  
Однажды, простудившись и тяжело заболев, Памела на время лечения поселилась в Суссексе у знакомых. За возможность проживания в прелестном старинном доме на лоне природы ей пришлось присматривать за двумя детьми. Развлекая их, она придумала много историй про необычную няню. Эти увлекательные рассказы пришлись по душе всем, кто их читал. В 1934 году была издана книга, которую приняли с восторгом. Образ Мэри Поппинс стал одним из самых любимых детьми и их родителями по всей планете. Многочисленные экранизации, иллюстрированные издания на  почти всех языках планеты, мюзиклы и анимация до сих пор радуют зрителей. Если внимательно читать книгу, становится понятно, что Мэри Поппинс была очень строгой, иногда даже жёсткой в своей настойчивости, но последовательной, справедливой и талантливой. Дети это всегда ценят и помнят. 
 
 
 
09.08.1914 родилась Туве Янссон
Туве Марика Янссон родилась в Гельсингфорсе, в Финляндии, но в ту пору это была территория Российской империи. Родители Туве были известными людьми мира искусства: отец, Виктор Янссон, выдающийся скульптор, а мать –  одна из ярких художниц того времени. Сигне Хаммарштен (так звали маму Туве) была из древнего шведского рода. В числе её предков и родственников было много известных государственных деятелей королевства. Семья много времени проводила в Швеции.
Так сложилось, что Туве свои истории предпочитала записывать по-шведски, девочка отлично знала ещё три европейских языка. Но главным её увлечением всё-таки была живопись. Уже в 10 лет Туве рисует иллюстрации для детского журнала. В 15 лет Туве Янссон начинает учёбу в Королевском колледже искусств, затем стажируется в Италии, Германии, Франции. 
Как известно, после печальных событий и сражений Финляндия обрела независимость. Туве Янссон вернулась после учёбы в Финляндию и начала работать в книжной индустрии. Её иллюстрации хорошо продавались, кроме того она была талантливым карикатуристом с безупречным вкусом и чувством меры, что очень важно в этом виде искусства. 
В 1949 году выходит в свет первая повесть о муми-троллях, удивительных существах, обитающих в прекрасном месте – Муми-долине. Всего создано восемь повестей, которыми мир зачитывался в 50-60-е годы. Особую прелесть этим книгам придают иллюстрации, выполненные автором, с любовью и нежностью к забавным муми-троллям. 
Всё новые читатели по всему миру открывают для себя удивительный мир муми-троллей. Индустрия развлечений и массового потребления не смогла опошлить обитателей Муми-долины. Ведь при всей бесхитростности историй Туве Янссон, для их понимания требуется масса ценных качеств: интеллект, чувство юмора, богатое воображение, эмпатия и здравый смысл. Уж такие они, эти муми-тролли.  
Кстати, маленькая повесть «Прелестные приключения» Булата Окуджавы тоже относятся к таким книгам, любимым всеми детьми и понятным тем взрослым, в которых внутренний ребёнок жив-здоров, вопреки совместным усилиям сложной реальности и многочисленным педагогическим методикам. 
 
 
 
09.08.1894 родился Михаил Михайлович Зощенко
Обыватели любят рассказы Зощенко за искромётную сатиру на злобу давно ушедших дней. И только проницательные, тонкие люди чувствуют в них горечь слёз, проникающую сквозь смех. Когда-то нарочитое просторечие его героев было тонким высмеиванием вульгаризмов и канцелярита обыденной речи «широких народных масс», своего рода кривым зеркалом. Сейчас так говорят в СМИ, на заседаниях, на пресс-конференциях и даже в театре. И никого это больше не смущает… 
В 1939 году Зощенко получил орден Трудового Красного Знамени. И это в разгар «большого террора»! А через восемь лет Сталин скажет о нём: «Пусть катится ко всем чертям!» И черти начнут своё дело…
Кампания по дискредитации журналов «Звезда» и «Ленинград» фактически выльется из литературной критики в злобную травлю Ахматовой и Зощенко. Незабвенная Анна Андреевна была великой женщиной, она была выше травли и сильнее неё. Зощенко же чувствовал  себя почти уничтоженным.  
Из книги Д.Л. Быкова «Советская литература. Расширенный курс»: «Зощенко вызывал восторг интеллигентного читателя и ненависть у властей именно тем, что каждым своим словом свидетельствовал о прежних временах, напоминал о них, показывал бездны советского падения – видимые лишь тому, кто знал поздний русский романтизм». 
Помните, как в блестящей экранизации рассказов Зощенко «Не может быть!» устами великого русского трагического актёра Георгия Вицина мещанин, тоскуя об утраченном былом, произносит: «Романтизьму нет…»? Это только кажется, что смешно. На самом деле – страшно.  
 
 
 
14.08.1860 родился Эрнест Сетон-Томпсон
Замечательный писатель-анималист, прекрасный иллюстратор, общественный деятель и популяризатор науки был очень известен в середине ХХ века. Изданные большими тиражами, его книги полюбились детям и взрослым. Строители БАМа, геологи, туристы, прочитав однажды «книжки про мишек» азартно рисовали по впечатлениям от своих встреч с «хозяином тайги» умные морды и огромные лапы таёжных красавцев, серых волков и загадочных филинов. Книги Сетон-Томпсона учат детей и взрослых уважению и взаимодействию с другими обитателями планеты, даже если это представители дикой природы. «Жизнь серого медведя» – удивительная книга, которая расскажет об авторе больше любой его полной биографии. Написать её мог только тот, кто слышит голос живой природы. 
 
 
 
14.08.1865 родился Дмитрий Сергеевич Мережковский
Имя этого талантливого человека навсегда связано с Серебряным веком, русским символизмом и … эпатажной Зинаидой Гиппиус. Мережковский был одним из выдающихся литературных критиков, одним из первых начал писать в жанре историософского романа, одним из первых стал анализировать литературные произведения сквозь призму исторического фона и религиозных убеждений автора и героев. Удивительный случай в истории литературы: Мережковский был десять раз номинирован на Нобелевскую премию в области литературы, но так и не получил её. Возможно, диаметрально противоположные оценки литературных, литературно-критических философских и общественных трудов Мережковского сыграли свою роль. Мережковский был катастрофически неудобен тем, кто страдал от тоски по «России, которую мы потеряли», идеализируя её до такой степени, что это был уже абсолютный Китеж-град. Другие, из лагеря «всё отобрать и поделить», не могли смириться с непримиримостью Мережковского к «общаку», выдаваемому за общинность, с его последовательной приверженностью к субъективности, интуитивности и отказу от рационального.   
Совместно с Зинаидой Гиппиус, Мережковский разработал концепцию нового религиозного сознания, так называемый Третий Завет, Завет Свободы, завет Святого духа. Эта религиозно-философская концепция вызвала ожесточённые споры сторонников и убеждённых ортодоксов, и нигилистов с атеистами заодно. Но все сходились в необходимости обновления, переосмысления традиционного христианства от внешних форм к внутренней работе Духа. 
На поколение шестидесятников труды Мережковского оказали сильное воздействие. Поиск смыслов трансформировался в поиск веры и духовных наставников. В ту пору официальная идеология объявила Русской церкви очередную войну, Хрущёв в присущей ему манере грозил « последнему попу»… Гонения эти вызвали мощное, но обратное действие: массовое осмысленное паломничество в монастыри, поиск сакральных книг, духовных наставников, самостоятельное изучение Библии. 
 
 
 
15.08.1771 родился Вальтер Скотт
Для авторов литературных фантазий на исторические темы и исторических романов, к коим относится и Булат Окуджава, сэр Вальтер Скотт был одним из первопроходцев жанра.  
Вальтер Скотт был потомком древнего шотландского клана, о дерзости и удали которого ходили легенды, даже в ту пору, когда отец будущего писателя тихо строил карьеру успешного юриста. Вальтер Скотт тоже получил юридическое образование, окончив знаменитый Эдинбургский университет. А вот генетическую предрасположенность к битвам, борьбе, буйным пирам и авантюрам сэр Вальтер Скотт перенёс на страницы своих книг, которыми зачитывались его современники. Сам при этом оставался респектабельным джентльменом, образцовым гражданином и семьянином. Вальтер Скотт удостоился высокой чести быть Президентом Эдинбургского королевского общества, вице-председателем Общества антикваров Шотландии. 
Вальтер Скотт был не просто талантливым писателем: тысячам людей по всему миру он сумел привить любовь к истории, к исследованию событий минувшего. И каких людей! А.С. Пушкин о романах Вальтера Скотта: «Главная прелесть романов Вальтера Скотта в том, что мы знакомимся с прошедшим временем не с напыщенностью французских трагедий, не с чопорностью чувствительных романов, но современно, но домашним образом. ***Шекспир, Гёте, Вальтер Скотт не имеют холопского пристрастия к королям и героям. Они не походят на холопей, передразнивающих достоинство и благородство. Они просты в буднях жизни, в их речах нет приподнятости, театральности, даже в торжественных случаях, так как величественное для них обычно. Видно, что Вальтер Скотт принадлежит к интимному кругу английских королей».
 
 
  
17.08.1798 родился Барон Антон Антонович Дельвиг
Ученик легендарного Царскосельского лицея из рода обрусевших балтийских немцев родился в Москве. Дедом Дельвига по материнской линии был знаменитый статский советник, директор московского Ассигнационного банка, а прадедом – замечательный учёный, астроном А.Д. Красильников. Тем более странно, что юный Дельвиг учился из рук вон плохо. Зато стихи сочинять мог легко и на любые темы. 
По окончанию Лицея барон Дельвиг служил в горном департаменте, затем перешёл в Министерство финансов. Государственную службу закончил в Императорской публичной библиотеке. 
Женившись на дочери сенатора Салтыкова, Дельвиг превратил свой дом в один из самых известных литературных салонов Петербурга, с прелестной хозяйкой и удивительными гостями, среди которых были Пушкин, Баратынский, Плетнёв, Жуковский, Языков. В середине 20-х барон Дельвиг занялся издательским делом, причём довольно успешно. В 1830 году придумал и организовал издание «Литературной газеты». Как известно, именно в «Литературке» служил Б.Ш. Окуджава, переехав из Калуги в Москву после реабилитации родителей. 
Дельвиг дружил с Пушкиным. На смерть лицейского друга Александр Сергеевич написал: «Грустно. Тоска. Вот первая смерть мной оплаканная… Никто на свете не был мне ближе Дельвига». 
Так же как стихи незабвенного Александра Сергеевича, стихи барона Дельвига легко ложились на музыку и… души слушателей. 
М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Е. Варламов почли за честь написать прелестные романсы на стихи барона Дельвига. Одним из самых известных произведений является романс «Соловей», который более 200-х лет назад написал А.А. Алябьев, находясь в тот момент в заточении по ложному обвинению. Стихи Дельвига были посвящены Пушкину, который после опалы отправлялся в ссылку в Кишинёв. Соловей – это образ свободы и таланта, который заточён в тиски обстоятельств, неписаных законов света и общественных устоев, как в клетку.   
 
 
 
19.08.1937 родился Александр Валентинович Вампилов
Яркая короткая жизнь этого талантливейшего драматурга и прозаика началась в один год с «большим террором». Сын репрессированного в 1938 году бурятского педагога-новатора и скромной сельской учительницы, оставшейся с четырьмя детьми на руках и ярлыком ЧСВН (член семьи врага народа). После реабилитации отца смог поступить в Иркутский университет. Ещё студентом стал писать для областной газеты «Советская молодёжь», прошёл путь от внештатного корреспондента до зав. отделом. По рекомендации Читинского объединения молодых писателей Вампилов был принят в Союз писателей СССР. 
Замечательны рассказы Вампилова, пронизанные любовью к людям, к Ангаре, к родному краю! Чувство юмора молодого открытого человека, его точный образный язык вызывали у читателей светлые эмоции. Одна из первых книг – сборник рассказов «Ангара» – запомнилась читателям надолго. А потом Вампилов увлёкся театром. 
Его пьесы «Прощание в июне», «Двадцать минут с ангелом», комедию «Дом окнами в поле» непременно хотели ставить молодёжные любительские театры по всей стране. Столичные режиссёры не обратили внимания на новое имя советской драматургии, пока не появились пьесы «Старший сын» и «Утиная охота». Но министерство культуры не позволяло ставить эти пьесы в столице. Балтийские театры нашли способ познакомить зрителей с новым замечательным драматургом. Они перевели пьесы на национальные языки и на радость всем давали премьеры в национальных театрах. Первым был Латвийский театр драмы, за ним Рижский театр русской драмы. А потом московские театры тоже получили разрешение. 
Как это часто бывает в истории искусства, ранняя трагическая смерть автора открыла дорогу его произведениям. Вампилов погиб за несколько дней до своего 35-летия – утонул в Байкале. Вскоре его замечательные пьесы поставили театр им.  Ермоловой, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, ленинградский БДТ. Затем были талантливые экранизации. Герои Вампилова, их поступки, мысли и чувства до сих пор интересны зрителям.   
 
 
 
20.08.1932 родился Василий Павлович Аксёнов
Один из ярких представителей русской литературы ХХ века, знаковое имя прекрасной плеяды Оттепели. Родился Василий Аксёнов в Казани. Мать Аксёнова – Евгения Гинзбург. Эта великая женщина, оставившая пронзительные, честные воспоминания о сталинских «счастливых» временах, одну из первых автобиографических хроник сталинского мрака – книгу «Крутой маршрут». В 1937 году Евгения Соломоновна, а затем и отец – Павел Васильевич, были осуждены, получив по «десяточке на пяточку». Старшие дети в семье были от прежних браков родителей, их забрали родственники после ареста родителей.   «Общего» сына Васю никто не осмелился взять к себе. Так он попал в спецдетдом для детей врагов народа. Позже его дядя всё-таки нашёл несчастного ребёнка и забрал в Кострому. Мать добилась воссоединения со своим сыном, и было это на Колыме. 
Василий Павлович напишет о трагическом для страны ХХ веке удивительное произведение – трилогию «Московская сага», в которую войдут романы «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». 
Аксёнов был разносторонне одарённым человеком: драматург, сценарист, переводчик, педагог, организатор уникального джазового фестиваля «Аксёнов-фест». 
В середине 50-х Василий Аксёнов окончил Ленинградский мединститут №1, продолжив традицию русской литературы: Чехов, Вересаев, Булгаков по образованию были врачами. Василий Аксёнов работал по специальности и довольно успешно. По сценарию Василия Павловича был снят замечательный фильм «Коллеги» о верности врачебной клятве и дружбе. 
Одним из главных произведений Аксёнова остаётся «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках». Весьма спорная экранизация этого произведения не сможет заменить чтение книги. Аксёнову удалось воссоздать всю прелесть этого яркого сложного времени, оставившего свой след в русской культуре. 
В 1980-х Аксёнов вынужден был покинуть Россию. Проживал в США, затем во Франции. 
 
 
 
21.08.1913 родился Виктор Сергеевич Розов
Русский советский драматург, сценарист, академик Российской Академии словесности. Автор пьесы «Вечно живые», ставшей основой для сценария к гениальному фильму «Летят журавли». Этот фильм стал частью культурного кода, его герои в определённый момент вошли в жизнь общества, их стали любить и ненавидеть, словно это члены семьи, с которыми довелось хлебнуть военного лиха. 
Виктор Розов родился в Ярославле. После мятежа 1918 года, потеряв всё имущество в пожаре, семья переехала в Кострому. Юный Виктор Розов мечтал учиться в знаменитой Тимирязевской академии, но вдруг оказался в Театре юного зрителя Костромы. Затем было возвращение в Москву, но не к давней мечте о научном устройстве сельского хозяйства, а в театральное училище при Театре Революции. 
В 1941 году вступил в народное ополчение Красной Пресни, затем это формирование было преобразовано в кадровое войско и стало знаменитой 8-й стрелковой дивизией. Был ранен, а после госпиталя возглавил фронтовую агитбригаду и поступил заочно в Литературный институт. 
Замечательный драматург тонко чувствовал ритм послевоенной жизни. Пьесы Розова ставили по всей огромной стране. Зрители устали от бесконечных «Ильичей» в разных видах, поэтому истории реальных людей, написанные Розовым для советских театров, зрители встречали с радостью. 
 
 
 
23.08.1880 родился Александр Грин
Об этом писателе замечательно сказал поэт Дмитрий Быков: « …Грина читать необычайно радостно, в его прозе растворён витамин жизнелюбия, азарта, праздничности, а это сейчас самый большой дефицит. … Я не знаю в мировой литературе ничего более стимулирующего, зовущего к странствию или поступку, –  ничего более гипнотизирующего, если угодно; но гипноз усыпляет, а Грин пробуждает, ибо то, о чём он пишет, есть подлинность».  Подлинность Алых  Парусов.
 
 
 
28.08.1749 родился Иоганн Вольфганг фон Гёте
Великий немецкий мыслитель и поэт, оказавший мощное воздействие на  философскую мысль в искусстве нескольких веков. Фауст, Мефистофель, прелестная Маргарита, вечно юная Лоттхен – образы на все времена.
Но есть одно редко цитируемое высказывание Гёте: «Начинайте, делать всё, что вы можете сделать – и даже то, о чём можете только мечтать».   
 
 
 
28.08.1899 родился Андрей Платонович  Платонов
Климентов – настоящая фамилия писателя. Был он старшим сыном воронежского железнодорожника, мастера на все руки. Учился в церковно-приходской школе, а затем в обычной городской. В отроческом возрасте стал сочинять стихи и небольшие рассказы. Лет с 14-ти стал работать. Приходилось и бумажки перекладывать в губернской конторе страхового общества «Россия» и литейщиком работать на трубном заводе, и помощником машиниста. 
После 1917 года выходят первые публикации Платонова в воронежских  газетах. Тяга к знаниям была у Андрея с раннего детства. Он легко поступил в Воронежский университет, правда, с физмата перевёлся на историко-филологический факультет после первой сессии. А потом вдруг забрал документы и стал студентам железнодорожного политехникума.
В Гражданскую войну служил военкором. А после мобилизации попал с железнодорожные войска, где служил помощником машиниста. Пригодился детский опыт, когда отец часто брал своего разумного Андрейку на «железку». В 20-е вступил в РКП (б) – сознательно, идейно. Потом поссорился с секретарём ячейки, который из вредности, пользуясь властью, исключил Платонова-Климентова из партии. 
Платонов был фанатичным сторонником индустриализации и электрификации, поскольку по складу мышления был созидателем, новатором, изобретателем. Его предложения и технические находки были очень толковыми, полезными. 
В 1926 году с семьёй переехал в Москву, где поселился в знаменитом Доме специалистов. Много ездил по стране, но всегда продолжал писать. Повесть «Епифанские шлюзы» в 1927 году публикует журнал «Молодая гвардия». 
В конце 20-х были написаны повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». При жизни писателя они так и не будут напечатаны – даже для нового времени язык Платонова был настолько необычен, непривычен, да и образы его строителей коммунизма вызывали недоумение. Хотя Горький, не раз помогавший писателю в устройстве его жизни, отмечал именно непохожесть, самобытность языка Платонова, сравнивал его образы и стиль с Гоголем. 
После публикации в журнале «Октябрь» рассказа «Усомнившийся Макар» литработники РАППа начинают шакальей стаей окружать Платонова, критикуют его и пытаются выдавить из своего душного кружка. Лишая заработка, обрекают этого светлого искателя и преобразователя жизни на полуголодное прозябание. Только Фадеев рискнул опубликовать повесть «Впрок» в журнале «Красная новь». На беду Платонова, главный читатель тех лет – Сталин, не просто прочитал повесть, а как вдумчивый советский читатель написал в редакцию письмо, в котором назвал Платонова «агентом наших врагов», его язык «тарабарским, балагурским» и потребовал «наказать автора и головотяпов», имея в виду редактора, допустившего публикацию. Было это в 1931 году, поэтому Платонов остался жив. Правда, жизнь его превратилась в ад. Серия разгромных критических статей прокатилась по газетам и журналам. Платонов начал отвечать покаянными письмами, в том числе и Сталину. 
А потом те, кто травили Платонова, сами попали в опалу. Горький помогал  Андрею Платоновичу. А потом неожиданно и Сталин вдруг поинтересовался на встрече с писателями у Горького в особняке: где Платонов? 
В 1937 году Платонов опубликовал в «Литературной газете» чудовищную статью «Преодоление злодейства», в которой очень методично, с присущей ему вдумчивостью и логикой технаря, обосновал необходимость смертной казни для врагов народа. В 1938 году был арестован и осуждён на 10 лет лагерей Платон –  сын писателя. Было ему всего 15 лет.
В годы Великой Отечественной войны Платонов уходит добровольцем на фронт, служит рядовым, но вскоре получает назначение на службу в газету  «Красная звезда». Платонов бывал на передовой, участвовал в боях, разговаривал с солдатами. Его рассказы военных лет – это удивительные портреты, характеры, судьбы. Победу Платонов встретил в звании майора. В одном из боёв было ранение, которое повлекло открытие каверны в лёгком. Скоротечный туберкулёз в тяжёлой форме приковал писателя к постели. Платонов понимал, что это конец, ведь в 1943  он похоронил сына, подхватившего туберкулёз в ГУЛАГе. 
Некролог писателю , опубликованный в центральных газетах, подписали все самые известные собратья по перу из выживших в годы большого террора. 
 
 
 
28.08.1925 родился Юрий Валентинович Трифонов
Замечательный русский писатель ХХ века. Родился в семье видного большевика Валентина Трифонова, из сиротки в казачьей станице «выбившегося в люди». Отец Трифонова был председателем Военной коллегии Верховного суда СССР, служил дипломатом в Китае, Финляндии, председателем Главного концессионного комитета СССР. В 1931 году одними из первых члены семьи Трифонова вселились в легендарный «серый дом» ЦИК напротив Кремля, этакий город будущего, вмонтированный в древнюю столицу. Будущее это, как оказалось, суждено не всем.  
В 1938 году родители Трифонова были репрессированы. А в 1976 сын врагов народа напишет повесть «Дом на набережной», название которой навсегда закрепится за этим домом – прекрасным памятником конструктивизма и ужасным вместилищем более 806 сломанных жизней. 
Юрий Трифонов и Булат Окуджава были хорошо знакомы. Их объединяли не только общие беды сыновей врагов народа, но и приверженность своему пути в литературе, своему почерку, отсутствие тщеславия. Слишком много они видели в детстве: и прекрасного, и страшного. Поэтому ценили жизнь и умели радоваться ей. Юрию Трифонову посвящено стихотворение Окуджавы «Пожелание друзьям»:
 
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты-
Ведь это всё любви счастливые моменты.
 
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью-
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
 
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, - 
Тем более, что жизнь короткая такая.  
 
 
 
29.08.1862 родился Морис Метерлинк
Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911 год. Бельгийский философ, писатель, драматург. Написанная по-французски философская притча «Синяя птица» была поставлена на великих сценах мира как детская сказка-феерия. С лёгкой руки Мориса Метерлинка каждая большая мечта считается «синей птицей». Метерлинк никогда не предлагал своим читателям ловить эту птицу, хватать её за хвост или крылья. Он учил следовать за своей мечтой, внимательно и бережно наблюдать, изучать, познавать себя, окружающий мир, всех, кто встречается на пути в поисках Синей птицы. 
Метерлинк был последователем философских воззрений Шопенгауэра. В своём философском эссе «Сокровище смиренных» он описал понимание судьбы, предназначения, заданности каждой человеческой жизни. Среди его драматических произведений был пьесы, связанные с религиозными сюжетами: «Иуда Искариот», «Мария Магдалена», «Чудо Святого Антония». Однако в СССР к постановке комиссиями от культуры предлагалась и разрешалась сказка «Синяя птица». Этому удивительному произведению удалось каким-то чудом скрыть свою суть. Цензоры сокращали отдельные сцены, в которых слишком уж угадывалась религиозная подоплёка. Умные родители, достав билеты на легендарные постановки разных лет, получали не меньшее удовольствие, чем дети, которых вовлекал сказочный сюжет и сценическое действо. 
В 1976 году в разгар холодной войны советские и американские кинематографисты затеяли снять художественный фильм по мотивам пьесы Мориса Метерлинка. Получилась интересная работа, в которой снялись Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джейн Фонда, Георгий Вицин, Олег Попов, Маргарита Терехова. В фильме звучит изумительная музыка Андрея Петрова, есть удивительно красивые песни, но тексты к ним – переводные стихи американских поэтов – не запоминались и прекрасные мелодии как-то затерялись. Зрители, полюбившие Окуджаву «кинопесенника», сетовали: «Жаль, что песни были не на стихи Булата!» 
 
 
 
30.08.1862 родилась Мери Шелли
Знаменитая английская писательница одной из первых со времён инквизиции обозначила проблему морали в науке, задала вопрос о черте, после которой заканчивается наука и начинается катастрофа. Её роман о Франкенштейне – монстре, усилием воли, знаний и научного эксперимента, возвращённому к жизни, – до сих пор будоражит умы и вызывает споры. Где заканчивается свобода учёного? Нужна ли науке этика? Человечество пытается вывести эксперименты с  клонированием, ЭКО и биоружием на дорогу правового урегулирования,  слишком поздно вспомнив об этике. Намеренная деградация и возврат к мракобесию иногда страшнее экспериментов над телом. 
 
 
 
31.08.1749 родился Александр Николаевич Радищев
Русский прозаик, поэт, философ, участник законотворческой комиссии в эпоху правления Александра I. Родился в отцовском имении в Калужской губернии. Получил великолепное домашнее образование, которым занимался лично отец мальчика. Некоторое время жил в Москве на попечении семьи Аргамаковых, один из членов которой в ту пору был ректором Московского университета. Дети Аргамаковых и маленький Саша Радищев имели возможность пройти курс гимназии при университете, не выходя из родового особняка. 
Когда в результате гвардейского переворота на троне воцарилась Екатерина, Радищев был произведён в пажи. Обучение в Пажеском корпусе означало, что науки, к которым был склонен мальчик, придётся оставить, чтобы стать придворным. Екатерина II оценила интеллект и способность к обучению: Радищев был направлен в Германию, в знаменитый Лейпцигский университет. За годы учёбы не только получил блестящее образование, но и проникся идеями преобразования общественного уклада. 
Вернувшись в Россию, служил титулярным советником, обер-аудитором генерал-аншефа Брюса, а потом был переведён на службу Петербургской таможни, вскоре став её начальником. 
Радищев писал с юных лет. Это были не только стихи, но и гражданская публицистика, путевые заметки. В 1789 году Александр Николаевич оборудовал в своём доме небольшую типографию. К этому времени он уже завершил работу над главным своим трудом – книгой «Путешествие из Петербурга в Москву». Довольно скоро книга стала одной из самых обсуждаемых, хотя сначала по заглавию её  приняли за очередные путевые заметки. Государыня прочитала «Путешествие…» и назвала автора «бунтовщиком, хуже Пугачёва», а потом велела арестовать. Книгу, как обычно, запретили. Жизнь Александра Николаевича была в шаге от смертной казни по статье, позорной для дворянина. 
С момента написания этой книги минуло два с половиной века. Изменилось всё… и ничего:
«Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, назваться блаженным? Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России?»
«Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость». 
«На свете всё колесом вертится. Сегодня умное, завтра глупое в моде».
 
 

 

 


ГЛАВНАЯ / ДАТЫ / АВГУСТОВСКИЕ ДАТЫ 2021

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru