Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

ИЮНЬСКИЕ ДАТЫ 2021

 

 
1.06.1920 Давид Самойлов (Давид Самуилович Кауфман)
 
Один из известных «ифлийцев» – так называли студентов Московского института философии, литературы и истории, среди которых были С. Наровчатов, Л. Лунгина, Б. Слуцкий, П. Коган. Яркий самобытный поэт, ещё в юности запомнившийся стихотворениями «Плотники» и «Охота на мамонта», которые студенты довоенной Москвы переписывали в тетрадки для стихов. 
Добровольцем ушёл на фронт, был ранен, комиссован, однако перехитрил всех и снова отправился на фронт. Для этого пришлось провернуть хитрую комбинацию в духе Хлестакова, используя знакомство с Эренбургом. Вскоре ефрейтор Кауфман захватил немецкий бронетранспортёр с таким ценным «языком», что сразу был представлен к награде. Помимо медалей «За боевые заслуги» и ордена Красной Звезды, имел почётный знак «Отличный разведчик». Дошёл до Берлина. Сражался героически, да ещё был популярен среди бойцов под псевдонимом «Семён Шило» за острые сатиры на Гитлера. 
После войны публиковался в журналах, занимался переводами авторов «соцлагеря». В 50-е стал популярен в среде интеллектуальной молодёжи, особенно столичной. Правда, пришлось взять псевдоним, чтобы не ранить антисемитскую ориентацию генеральной линии партии: Самуилович, Самойлов сын, Самойлов. В 1958 году вышла первая книга «Ближние страны», а далее один за другим стали выходить поэтические сборники и статьи о стиховедении. Одна из работ Самойлова – «Книга о русской рифме» до сих пор является хорошим пособием для литературоведов и поэтов. 
Давид Самойлов был смелым и честным человеком, открыто дружил с опальным академиком Сахаровым, Лидией Чуковской, Юлием Даниелем. Подписав письмо в защиту Даниеля и Синявского, получил злобный ответ «софьи власьевны»: типографский набор долгожданной книги избранных стихов был демонстративно рассыпан. 
Поэтический голос Самойлова – негромкий, пропитанный юмором, мудростью, абсолютно не зашоренным взглядом на мир. С годами стихи Давида Самойлова кристаллизуются в чистую высокую поэзию.
 
 
Я зарастаю памятью
 
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут. 
 
И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с «однажды».
И в этом однократность бытия 
И однократность утоленья жажды.
 
Но в памяти такая скрыта мощь, 
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
 
 
 
 
 
2.06.1937 Юнна Мориц 
 
Киевлянка из прекрасной семьи, каких было много в этом городе, дочь блестяще образованного инженера и бывшей гимназистки, пережила и арест отца по доносу, и его возвращение, и жизнь в хроническом страхе ночного стука в дверь. Способность к языкам, особенно к русскому, из Киева довела до Москвы, прямо в Литературный институт. Ещё на родине выходили первые книги стихов юной Юнны. В 1961 году в Москве был издан сборник стихов «Мыс Желания» по впечатлениям путешествия поэтессы по Арктике. В 1962 году Юнна Мориц предложила к публикации среди прочих стихов посвящение репрессированному великому грузинскому поэту Тициану Табидзе, за что попала в «чёрный список» и долгие годы не могла издать ничего. В начале 60-х, чтобы хоть как-то существовать, в журнале «Юность» ей удалось добиться публикации детских стихов Юнны Мориц, которые с удовольствием читали и взрослые. Кто-то из авторов-исполнителей положил стихи на музыку. Оказалось, что яркие образы этих «песенок» легко запоминаются. А в 70-х сменилось поколение цензоро, но всё же стали публиковаться сборники стихов замечательной поэтессы. Сегодня стихи читают и поют на многих европейских языках, они легки для перевода и для запоминания. В 2004 году Юнна Мориц была удостоена премии А.Д. Сахарова.  
 
 
На этом береге туманном,
Где память пахнет океаном,
И смерти нет, и свет в окне.
Все влюблены и все крылаты
И все поют стихи Булата.
На этом береге туманном 
И смерти нет, и свет в окне 
 
На этом береге зелёном,
Где дом снесённый вспыхнул клёном
И смерти нет, и свет в окне.
Все корни тянутся к свободе,
И все поют стихи Володи
На этом береге зелёном 
И смерти нет, и свет в окне.
 
На этом береге высоком,
Где бьётся музыка под током
И смерти нет, и свет  в окне.
Царит порука круговая,
И все поют, не уставая,
На этом береге высоком 
И смерти нет, и свет в окне.
 
На этом береге туманном…
На этом береге зелёном…
На этом береге высоком…
 
 
 
***
Мерцают звёздные шары,
Отара чёрная с горы
В долину плодную стекает,
И кто-то прутиком стегает
Ягнят ленивых и овец.
Уходят прочь певец и чтец,
Щеколду сторож задвигает
В эстраде, в опере. Конец 
Отрезка. Ни толпы, ни треска.
Темно. Задвинута железка.
А я, как в детстве, жду довеска
С небес, где виден продавец 
И золотая хлеборезка. 
 
 
 
 
 
 
2.06.1932 Ярослав Кириллович Голованов
 
До появления мракобесных источников информации о захвате плоской земли рептилоидами с целью введения жидких чипов непосредственно под шапочку из фольги, были в нашей публицистике-журналистике удивительные авторы, миссией которых была популяризация Науки и Знания. Особый талант этих просветителей был в том, что они умели объяснять открытия фундаментальной академической науки просто и увлекательно. Научно-популярный, научно-просветительский дар был характерной чертой Ярослава Голованова, его почерком. Почти 1500 статей в газетах и журналах. Этот человек всем своим обликом воплощал утверждение: «Знание – сила». Огромная энергия и талант! 
 
 
 
 
 
5.06.1898 Федерико Гарсиа Лорка
 
Испанский драматург, поэт, график. Родился в семье крупного плантатора, «сахарного короля». С детства отличался совершенно некоммерческими качествами: мечтательный, очень эмоциональный мальчик, тонко чувствовал музыку, много рисовал. Мать Федерико могла стать выдающейся пианисткой, если бы не строгий кодекс испанской сеньоры старинного благородного рода. Она занималась его воспитанием. От классической элегантной музыки юный Федерико очень скоро ушёл в фольклор, в синтез арабской, цыганской и испанской культуры. Потом увлёкся авангардной живописью. Проявил себя одинаково ярко и талантливо в разных видах искусства. Путешествовал по миру, имел успех в Нью Йорке. Вернулся в Испанию в надежде на революционные перемены. В августе 1936 года отправился в Гранаду, где франкисты установили свои жёсткие правила жизни. Был зверски убит по приказу губернатора Гусмана. Книги и пьесы Гарсиа Лорки были запрещены на долгое время.
Спектакли по пьесам и циклам стихов Гарсиа Лорки до сих пор идут на многих сценах мира. Есть потрясающие экранизации, переводы на разные языки мира. Для поколения 60-х Гарсиа Лорка был символом конфликта искусства и тирании.
 
 
 
 
 
6.06.1898 Александр Сергеевич Пушкин
 
«Наше всё»…
 
Для Булата Окуджавы великий русский поэт и гражданин был не просто отцом современного русского языка и «солнцем русской поэзии». Окуджава понимал Пушкина и принимал всем сердцем его гений, не всегда удобные особенности, дерзость и смирение, жажду свободы и умение держать удар. Если бы не разминулись во времени два поэта, точно – дружили бы. 
«На фоне Пушкина» – Окуджава придумал свою единицу измерения гармоничного проживания момента… Отношение Окуджавы к Пушкину – патриотизм в чистом виде. Как и отношение Пушкина к России. Ведь для того чтобы любить всем сердцем, совсем не обязательно врать, искать врагов на бескрайних просторах или рвать на себе сюртук. 
 
 
Александру Сергеевичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,
 
баба щурится из избы,
в небе – жаворонки,
только десять минут езды 
до ближайшей ярмарки.
 
У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учён как чёрт,
и всё ему просто:
 
жил в Одессе бывал ы Крыму,
ездил в карете,
деньги давали в долг ему
до самой смерти.
 
Очень вежливы и тихи,
Делами замученные,
Жандармы его стихи
на память заучивали!
Даже царь приглашал его в дом,
Желая при этом
Потрепаться о том, о сём,
с таким поэтом. 
 
Он красивых женщин любил 
Любовью не чинной,
и даже убит он был 
красивым мужчиной.  
 
Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
У Чёрной речки. 
 
 
 
 
 
7.06.1794 Пётр Яковлевич Чаадаев
 
Один из выдающихся русских мыслителей, считавший себя христианским философом,  талантливый публицист, неравнодушный Гражданин своего Отечества. Чаадаев происходил из старинного просвещённого рода, в традиции которого была тяга к знаниям. Дед по материнской линии – князь-академик Щербатов, автор многотомного труда «История Российская от древнейших времён». После ранней смерти родителей маленького Петра взял под опеку один из родственников, а воспитывала тётка, княжна Щербатова, жившая в одном из переулков Арбата «в традициях московской старины».  Чаадаев учился в Московском университете. Вместе с А.С. Грибоедовым посещал частные лекции блестящего профессора философии И.Т. Буле. Кроме того, Чаадаев проявлял незаурядные способности к точным наукам. Среди друзей юности Петра Яковлевича были будущие декабристы, литераторы, учёные. Чаадаев геройски воевал в Отечественную войну 1812 года, участвовал в Бородинском сражении и взятии Парижа. Боевые товарищи отмечали его отвагу, талант стратега и верность слову.
Чаадаев был одним из блестящих интеллектуалов России. Знакомства с ним, общения и дружбы искали многие яркие личности. А «люди света пустого» превозносили его элегантность и стиль. Как писал незабвенный Александр Сергеевич: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», да и его Евгений – «второй Чадаев», законодатель мод.
В 1936 году «Философические письма» Чаадаева были опубликованы в журнале «Телескоп». Реакция Николая I: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной – смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого».  Издателя Надеждина сослали, автора Чаадаева объявили сумасшедшим. Каждый Божий день во флигель дома на Басманной приходили врачи, дабы освидетельствовать его невменяемость. И так целый год! Раз в день «басманному безумцу» полагалась часовая прогулка под надзором. Это был далеко не первый, но один из самых абсурдных опытов карательной психиатрии. В 1937 году полицейско-психиатрический надзор был снят после подписания «акта о ненаписании», по которому Чаадаев давал слово ничего не публиковать. Как оказалось, в это время Чаадаев написал свою «Апологию сумасшедшего», которую уже после смерти Петра Яковлевича обнаружил его племянник и биограф М.И. Жихарев, а опубликовал Чернышевский. Чаадаев был человеком чести: обещал ничего не публиковать и сдержал слово. А вот про то, что нельзя писать и публиковать после смерти, – договора не было. 
 
 
 
 
 
17.06.1911 Виктор Платонович Некрасов
 
Этот удивительный красивый человек был уроженцем Киева. Жил на Крещатике, как и положено потомку старинного гетманского рода, шведских баронов и венецианских аристократов. Несколько лет детства прожил в Лозанне, где его матушка (дальняя родственница Анны Ахматовой) поправляла здоровье. Вернувшись в Киев после начала Первой мировой войны, семья даже представить не могла, какие испытания выпадут на их долю. 
Киевлянин Булгаков оставил не просто великий роман «Белая гвардия», но и памятник уничтоженной цивилизации, к которой принадлежала семья Некрасова. Не удивительно, что Виктор Платонович станет инициатором и вдохновителем сохранения памятных зданий Андреевского спуска и «Дома Турбиных».  
Маленького Виктора по инерции, по традиции отдали учиться в знаменитую школу Хорошиловой, а потом  гимназию Игнатьевой. Но закончил он трудовую школу  столицы советской Украины, а затем профшколу железнодорожников. Дальний потомок венецианского графа стал техником путей сообщения. И только потом была учёба в знаменитой Архитектурке – Некрасов был  выпускником Киевского университета строительства и архитектуры, давшего миру известных музыкантов, художников, ну и, заодно, толковых архитекторов, проектировщиков, строителей. 
Ещё студентом Виктор написал письмо великому архитектору Корбюзье. Писал он красиво, чувствовался в его тексте стиль. К тому же посещал популярную литературную студию Урина. Он вообще всё делал красиво. Корбюзье, вероятно, понял это и ответил молодому человеку. В институте это письмо перечитывали все. А Виктор уже открыл для себя новое направление творчества – театр. В страшный отрезок русского ХХ века с 37 по 39 год работал актёром и художником в театре железнодорожников. Потом судьба забросила Некрасова в Ростов, где он служил в передвижном театре агитбригад, выступавших для военных гарнизонов и воинских формирований. Вот там и застала Виктора Платоновича Великая отечественная  война. Актёрам его театра сразу выдали бронь, однако Некрасов добился для себя отправки на фронт. С августа 1942 года воевал на Сталинградском фронте, был полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона. Воевал на легендарном участке Сталинградской битвы – Мамаевом кургане. После войны стал автором первого памятника погибшим там героям. Был награждён медалью «За оборону Сталинграда». В 1944 году было серьёзное ранение в руку, Некрасов получил инвалидность и в самом начале 1945 был  комиссован. 
После Виктор Платонович Некрасов работал в редакции газеты «Советское искусство». А в 1946 году завершил свою повесть «На краю земли», позже переименованную  великую книгу о войне «В окопах Сталинграда». 
В середине 50-х стремительно развивается писательская карьера Некрасова, всё более активно участвует он в общественной жизни. Узнав, что городское партийное начальство вдруг решило сделать стадион и парк культуры на месте Бабьего Яра, Некрасов смело и честно вступился за память и взывал к совести чиновников. И тут потомка  древнего малороссийского и нескольких европейских родов обвинили в организации чуть ли не сионистского движения УССР! Память людская и совесть в тот раз победили – памятник жертвам геноцида еврейского народа был установлен. В 1966 году Некрасов открыто и резко выступил против попыток реабилитации Сталина, подписал знаменитое письмо Брежневу. 
В составе делегаций Союза писателей Некрасов несколько раз выезжал за «железный занавес». Его интересные путевые заметки, наблюдения и доброжелательный рассказ о жизни иного строя и уклада вызвали шквал омерзительных статей. Особо отличился международник Стуруа. Вскоре после его публикаций, полных завистливых выпадов, Некрасова исключили из партии. Последовали  обыски КГБ, допросы, угрозы, провокации. Виктор Платонович обратился в письме к Брежневу. Довольно легко, что должно было насторожить, Некрасов с женой получили визу на поездку в Швейцарию к родственникам. Планировали вернуться, но так сложилось, что в 1979 году Виктор Некрасов был лишён советского гражданства. В 1983 году Некрасов стал  гражданином Франции. 
Булат Окуджава в одну из поездок во Францию едва не довёл до инфаркта «топтунов», включаемых в каждую делегацию советских людей, будь то шахтёры, танцоры или поэты. Булат Шалвович, завидев в зале невероятно красивого седовласого человека и узнав в нём Виктора Некрасова, стремительно бросился к нему и обнял. А разве могло быть иначе? 
 
 
 
 
 
18.06.1907 Варлам Тихонович Шаламов
 
Прозаик и поэт. Автор документального цикла «Колымские рассказы» – свидетельства о чудовищном существовании людей в условии сталинских лагерей. Варлам Шаламов провёл в концлагерях советской страны 17 лет. Выжил, сохранил человеческую душу и облик, выполнил свой долг – записал всё, что пережил сам и видел своими глазами. Чтобы знали, помнили и были начеку. И благодарная родина об этом никогда не забудет.
 
 
 
 
 
19.06.1924 Василий Владимирович Быков
 
Прозаик, публицист, общественный деятель. Почти все произведения Быкова – о людях на войне. 
Родился в белорусской деревне Бычки, с детства замечательно рисовал, лепил, мечтал стать скульптором. Легко поступил в знаменитое Витебское художественное училище, у истоков которого стояли  Пэн, Малевич, Лисицкий, Шагал и другие знаковые художники ХХ века. Неожиданно учёбу пришлось бросить – после репрессий 1937-39гг. в училище отменили  стипендии, и для деревенского мальчишки учёба стала недоступной. Пришлось экстерном окончить курс средней школы в мае 1941 года. Василий отправился в Украину, где работал на оборонном заводе. Там и застала его война. До призыва на фронт Василь успел попасть в передрягу: отстал от отряда «оборонцев», которые трудились на рытье заградительных рубежей. Свои же приняли его за немецкого шпиона. Едва не расстреляли. 
Потом была учёба в школе железнодорожников. В июне 1942 года Быкова призвали в армию. Умный, толковый  деревенский мальчишка попал в Саратовское училище пехотных войск. В 1943 году получил звание младшего лейтенанта и отправился на фронт. Был тяжело ранен, и по ошибке попал в списки погибших. После госпиталя вернулся на фронт. Прошёл всю Европу, закончив войну командиром взвода армейской артиллерии. 
После войны стал печататься в белорусских газетах, по старой памяти подрабатывал в художественных мастерских. С конца 50-х публиковал свои повести и рассказы о войне в журналах и отдельными книгами. Память о страшном испытании была незатянувшейся раной  во всех точках огромной страны, книги эти читали, обсуждали. Быков писал правду, в отличие от  сторонников наметившейся уже тогда манеры героизации и бравады, писал честно о том, как по-разному вели себя люди в страшных обстоятельствах, навязанных войной. Экранизации повестей и романов Быкова  до сих пор оставляют впечатление почти документального свидетельства. Да, эти фильмы и литературные произведения рассказывают о войне. Но делают это так, чтобы больше никогда никому не захотелось повторить…       
 
 
 
 
20.06.1932 Роберт Иванович Рождественский
 
Поэт, автор текстов ко многим великим песням середины века. Один из плеяды поэтов неповторимой Оттепели. 
Благодарный и благородный человек не превозносит себя, он занят поиском и сохранением Красоты. Так и Роберт Рождественский, много сделавший для сохранения памяти, для возвращения людям полузапретного, полузабытого имени Марины Цветаевой. Верный рыцарь  Поэзии (а Марина и была – сама Поэзия) по крупицам  находил её  следы, приметы, приветы от её времени и судьбы. Посещая музей Цветаевой в Борисоглебском переулке, знайте: это во многом стараниями Роберта Ивановича Рождественского сделано и восстановлено  многое. 
 
 
 
 
 
20.06.1934 Юрий Иосифович Визбор
 
Очаровательный, обаятельный автор-исполнитель более 300 песен, поэт, журналист, киноактёр, драматург, художник, бард. Пожалуй, самый яркий из создателей жанра туристской песни. Только Визбору удавалось передать аромат дыма от костра и еловых лапок так, что в космосе, в Антарктиде, в шумном Нью Йорке и раскалённом Кандагаре начинали подпевать и верить, что «лыжи у печки стоят».  
 
 
 
 
 
21.06.1910 Александр Трифонович Твардовский
 
Поэт, общественный деятель, главный редактор легендарного журнала «Новый мир». Родился на хуторе Загорье в Смоленской губернии. Семья была раскулачена, репрессирована и сослана. Но сам Твардовский поддерживал коллективизацию. С 14 лет публиковался в областных газетах с заметками и стихами о жизни советской деревни. Однажды Саша Твардовский собрал все свои произведения в тетрадку и отправился в Смоленск, к поэту Исаковскому, редактору газеты «Рабочий путь», который не просто тепло принял талантливого юношу, но стал его наставником. В 30-е годы Твардовский жил, учился и работал в Смоленске. Там же вышли в свет его первая поэма «Путь к социализму» и первый сборник стихов. Учился в педагогическом институте, но в 1936 году перевёлся в Москву в Московский институт философии, литературы и истории. Потом работал военным корреспондентом на войне в походе на Западную Белоруссию и войне с Финляндией. В Великую отечественную войну работал в редакции газеты «Красная Армия» Юго-западного фронта.
А позже в газете Западного фронта «Красноармейская правда» – там увидели свет первые главы «книги про бойца, без начала и конца». «Василий Тёркин» из поэмы вышел в реальную жизнь. Уникальная история, когда придуманный автором литературный герой стал живым и легендарным! Бойцы, заучивая стихи наизусть, узнавали своего боевого товарища, соседа, односельчанина, парня из соседнего двора. Сколько забавных случаев связано с Тёркиным, которому приписывали знакомство, родство и отцовство в письмах с фронта! За поэмы «Василий Тёркин» и «Дом у дороги» Твардовский был награждён правительственными наградами и народным уважением. 
Журнал «Новый мир» был одним из главных периодических изданий для читающей публики. Тавардовский дважды возглавлял его редакцию: с 1950 по 1954 год и с 1958 по 1970. «Новый мир» давал слово  талантливым публицистам и писателям. Именно «Новый мир» опубликовал рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Опала Хрущёва затронула и журнал «Новый мир». Особенно отличился Главлит, который пока не осмеливался уволить Твардовского, но придумал способ избавиться от его толковых талантливых заместителей. 
Писатель Юрий Трифонов получил разрешение опубликовать в «Новом мире» повесть «Обмен». Вскоре в журнале «Огонёк» 11 писателей обменяли свою совесть на коллективный донос в форме открытого письма и на Трифонова, и на Твардовского. Над Твардовским нависла  реальная угроза. КГБ в лице Андропова уже серьёзно заинтересовался «жизнью и творчеством» талантливого поэта и порядочного человека. Твардовский написал письмо Брежневу. Но дорогому Леониду Ильичу, автору «Малой земли» и др. выдающихся произведений ХХ века некогда было отвечать на письма какого-то там поэта  Твардовского. 9 февраля 1970 года последовал тихий разгром «Нового мира» – Твардовского лишили полномочий. Почти все порядочные люди редакции уволились вслед за ним. 18 декабря 1971 года в возрасте 61 года Александр Трифонович Твардовский – истинно народный поэт, создатель великого образа русского солдата рядового Василия Тёркина, автор замечательных поэм, стихотворений, порядочный человек, достойный гражданин своей страны – умер. 
 
 
Из поэмы «Тёркин на том свете» 
 
Весь в поту, статейки правит,
Водит носом взад-вперёд:
То убавит, то прибавит, 
То своё словечко вставит,
То чужое зачеркнёт.
То его отметит птичкой,
Сам себе и Глав и Лит,
То возьмёт его в кавычки,
То опять же оголит.
Знать, в живых сидел в газете,
Дорожил большим постом.
Как привык на этом свете, 
Так и мучился на том. 
Вот притих, уставясь тупо, 
Рот разинут, взгляд потух.
Вдруг навёл на строчки лупу,
Избоченясь, как петух. 
И последнюю проверку
Применяя, тот же лист
Он читает снизу кверху,
А не только сверху вниз. 
Верен памятной науке,
В скорбной думе морщит лоб
Попадись такому в руки
Эта сказка – тут и гроб!
 
 
 
 
 
22.06.1898 Эрих Мария Ремарк
 
Эпоха шестидесятников связана с ярким именем мировой художественной литературы – Эрнестом Хемингуэем, словно прочной нитью его толстого свитера с фотографий рядом с книжной полкой в доме советских физиков или лириков. Примета стиля midl century. Но ведь рядом непременно был томик «Три товарища» или «Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка!  Его книги помогают выстоять, не питать ненужных иллюзий,  но остаться человеком: 
«Немногое на свете долго бывает важным. Скромность и добросовестность вознаграждается только в романах. В жизни же подобные качества, пока они кому-то нужны, используются до конца, а потом на них просто плюют». 
«У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае,  они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни». 
«Власть – самая заразная болезнь на свете».
 
 
 
 
 
23.06.1889 Анна Андреевна Ахматова
 
Великая русская поэтесса. Великая женщина. Была недосягаемой яркой звездой Серебряного века и убитой горем матерью из миллионной тюремной очереди сталинских сумерек. Разбивала сердца и сама была почти убита жестокостью власти. Переводила бессчётное количество стихов, чтобы купить продукты для посылки сыну в лагерь. Писала великие стихи и поэмы, но не могла их публиковать. Беззаветно любила Пушкина, была любима великим Модильяни. Пережила ночные обыски, аресты и расстрел первого мужа Николая Гумилёва, трёхкратную лагерную ссылку третьего мужа Николая Пунина, лагерное в несколько этапов 10-летнее заключение сына – историка Льва Гумилёва. Её гордый профиль и тёплое внимательное отношение к близким останутся в памяти всех, кто знал эту великую женщину от Москвы до эвакуационного Ташкента. Стихи Ахматовой навсегда в памяти её читателей. Как и то, что Анну Андреевну исключали из Союза писателей редкие по отсутствию дарования завистники и многочисленные приспособленцы. Всей этой пены уже нет на свете, а недосягаемая Ахматова будет всегда, пока звучит русская речь. Светлая память! 
 
 
 
 
 
 
25.06.1903 Джордж Оруэлл
 
Знаменитое эссе о культуре английского чаепития, талантливые статьи, репортажи, актуальные до сих пор –Оруэлл был блестящим репортёром. Но самыми известными произведениями Оруэлла останутся его антиутопия «1984» и повесть «Скотный двор». Книги знаковые для всех, кому пришлось застать ХХ век с его тоталитарными режимами. Жаль, что некоторые жители ХIХ века не поняли, что эта книга – не руководство к действию, не пособие по организации процесса управления, а великое провидческое литературное произведение, великое предостережение. 
 
 
 
 
 
 
25.06.1907 Арсений Александрович Тарковский
 
Поэт, переводчик с восточных языков. Уроженец Елисаветграда в Украине. Родился в семье, где высоко ценились просвещение, культура, литература и театр. Еще в детстве вместе с братом и отцом, драматургом-любителем, бывал на литературных вечерах с участием И. Северянина, Ф. Соллогуба, К. Бальмонта. 
Молодые годы Тарковского пришлись на страшное время октябрьского переворота и гражданской войны. Несколько раз Арсений попадал в неприятные истории, в том числе из-за литературных экспериментов. 
С 1925 года учился на Высших литературных курсах в Москве. Работал в газете «Гудок» как публицист, печатал свои стихи в разных изданиях, удивляя преданностью классическому русскому стиху, без попыток влиться в разношёрстную плеяду новаторов-экспериментаторов. В 30-е годы работал в редакции художественного радиовещания и даже писал пьесы для радиотеатра. В ту пору это был особый жанр, форма просветительской работы. Во время войны работал при Союзе писателей в составе литературной бригады, поддерживающей боевой дух Москвы и москвичей, на подступах к которой были фашистские войска. Был отправлен в эвакуацию, но вырвался оттуда на фронт, вопреки заключению медкомиссии. Считал, что хотя бы военным корреспондентом, но на передовой,  будет полезен Родине. Был награждён орденом Красной Звезды. В 1943 году под Витебском был тяжело ранен. Последствия были очень тяжёлыми – развилась газовая гангрена. Тарковского удалось переправить в госпиталь к легендарному военному хирургу Вишневскому, который провёл ампутацию. Без ноги, тяжело переживая смерть матери, которая ушла во время его мытарств по госпиталям, Арсений Александрович сложно принимал новый этап своей жизни. 
От Союза писателей Тарковский некоторое время работал в  Грузии, сделав большое дело – открыв советским читателям творчество великого грузинского поэта Симона Чиковани. В 1946 году познакомился с Анной Ахматовой, дружба с которой длилась до её смерти. Писал «в стол» после неудачной попытки издания собственного сборника стихов. И только в 1962 году была издана его первая книга «Перед снегом» – блестящий образец классической русской поэзии. После выхода в свет сборников «Земле – земное» и «Вестник» ценители поэзии стали просить встреч с автором, который к тому же сам замечательно читал свои стихи. 
В 1982 году в командировку на съёмку фильма «Ностальгия» уехал в Италию талантливый сын Арсения Александровича режиссёр Андрей Тарковский. А в 1984 году на пресс-конференции, дабы исключить провокации КГБ, открыто заявил об отказе вернуться в СССР. Отец принял строну сына, уважая его право на свободу и желание жить и творить там, где он считает нужным, но сам был убеждён, что русский художник, независимо от жанра, должен творить на своей родине. В 1986 году Андрей Тарковский умер. Для отца это была страшная  трагедия. Арсений Александрович тяжело заболел.  Государственные награды, литературные премии, новые книги – всё это было уже не так важно. 1989 года в мае Арсений Тарковский умер. Похоронен поэт на тихом кладбище в Переделкине, недалеко от могилы Пастернака. Его прекрасные стихи знают и любят понимающие  читатели. 
Однажды эстрадная певица попыталась исполнить примитивную песенку на великие стихи Тарковского… Получилось очень полезно: люди, не знавшие стихов Арсения Тарковского, стали искать текст этой горе-песни, запавшие в душу слова:
 
 
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало. 
На пригреве тепло.
Только этого мало.
 
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
 
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало. 
 
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
 
Листьев не обожгло,
Веток не обломало,
День промыт, как стекло,
Только этого мало. 
 
 
 
 
 
29.06.1900 Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери
 
Французский аристократ, оставивший свой след на Планете Людей великой притчей «Маленький Принц», своей воинской доблестью, достойной легендарных  рыцарей Средневековья. Даже смерть этого удивительного человека была словно сюжет печальной сказки.
Раннее детство прошло в Сен-Морис – старинном поместье бабушки. Затем была учёба в иезуитском коллеже и частном лицее в Швейцарии. Подтвердив ещё в коллеже степень бакалавра, Сент-Экзюпери продолжил обучение в Академии искусств на факультете архитектуры. Увлёкся авиацией и, получив удостоверение пилота, поступил в авиационные войска. С 1926 года летал на почтовых авиалиниях, дослужившись до должности начальника аэродрома в марокканской колонии Франции. Тайной страстью Антуана де Сент-Экзюпери была литература. Маленькие рассказы, очерки, основанные на личных наблюдениях и размышлениях о свойствах человеческой природы, он писал ещё в коллеже. А в 1929 году подписал первый контракт с респектабельным издательством на создание семи романов. Продолжил службу директором авиакомпании в Аргентине. За воинскую доблесть был произведён в офицеры Ордена Почётного легиона Франции. Долгие годы считался одним из лучших лётчиков-испытателей и даже изобрёл собственную систему посадки самолётов. Несколько раз выживал в авиакатастрофах, умел и любил рисковать. Легко совмещал службу в авиации, литературу и публицистику. Работал военным корреспондентом на гражданской войне в Испании. 
К началу Второй мировой войны капитан де Сент Экзюпери был признан годным только к наземной административной службе. Но он сумел добиться назначения в авиационную разведгруппу. Был награждён Военным крестом «За боевые заслуги» за ряд успешных операций. Возмущённый предательской официальной политикой правительства по отношению к оккупации Франции, де Сент-Экзюпери эмигрировал в США. Именно там в 1943 году была издана сказка с авторскими иллюстрациями «Маленький принц», несколько повестей, начата работа над последним романом. 
Вернувшись в свой авиаполк в Марокко, Антуан добился разрешения на полёты, несмотря на осложнения после ранений. 31 июля 1944 года отправился на задание:  вылетев с Корсики, должен был собрать сведения, сделать аэрофотосъёмку фашистских группировок в одном из районов Средиземного моря. С задания вылета самолёт не вернулся. 
В 1998 году рыбак нашёл в сети с уловом браслет «Антуан и Консуэло». Этот браслет с именами Экзюпери и его жены всегда был на руке лётчика-писателя. Только в 2000 году были обнаружены обломки самолёта, а в 2003-2004 экспедиция подтвердила, что это боевая машина Антуана де Сент-Экзюпери. В 2008 году старый лётчик Люфтаваффе признался, что сбил этот самолёт, выстрелив в кабину пилота. Останки Антуана де Сент-Экзюпери обнаружены не были… 
«Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звёзды смеются». 
 
 
 
 
 

 

 

 

 


ГЛАВНАЯ / ДАТЫ / ИЮНЬСКИЕ ДАТЫ 2021

 

 

 

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru