Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

Исаак Щварц

 

Исаак Щварц 


13 мая 1923 года родился один из самых талантливых композиторов кино ХХ века Исаак Иосифович Шварц. 125 фильмов и 35 спектаклей украшены, озвучены, согреты музыкой Исаака Шварца. Романтик-мелодист, умевший копировать звуки эпохи, атмосферу времени и среды, будь то условность театральной сцены или почти неограниченные возможности звукового кино. Конечно, были в «нотной папке» композитора Шварца и кантаты, и концерт для скрипки, и пьесы для струнного квартета. Но всеми любимы, узнаваемы в нескольких поколениях именно романсы, мелодии и песни к кинофильмам. 
Шварц изумительно мелодичен. Он интеллигентно озвучивает любой замысел режиссёра, иногда выступая соавтором сцены фильма или его сквозной линии. В пронзительном фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» звучит романс «Кавалергарды, век не долог…». Режиссёр воздал должное прекрасным женщинам, примеру верности христианским клятвам и канонам. Историю декабристов переписывали уже не один раз. Из заговорщиков в герои и опять в заговорщики перемещали и романтиков, и деспотов, и истинных радетелей за Отечество, ведь тайное общество объединяло очень разных людей. Романс Шварца и Окуджавы – лирический памятник любви, верности, благородству и самопожертвованию. Этот подвиг переписать нельзя. 
Интересно, что одна совместная работа композитора Шварца и поэта Окуджавы имеет отношение к Центру управления космическими полётами и космонавтике в целом. Есть многолетняя традиция у наших космонавтов, отправляясь в полёт, смотреть фильм «Белое солнце пустыни», где звучит песня таможенника Верещагина «Ваше благородие, госпожа Удача…». Эта песня, по праву, самостоятельная «героиня» фильма. 
Одной из любимых песен Шварца, по его признанию, была песня к фильму «Нас венчали не в церкви». Исаак Шварц о том, как рождалась эта песня: «Пронзительностью и взлётом, которые вошли в окончательный вариант музыки, она обязана исключительно Окуджаве. Когда композитор говорит, что он знает, как рождается музыка, – не верьте! Никто не знает, как это происходит. Объяснить невозможно. Приходит – и всё. Или не приходит. Ко мне в тот вечер – пришло. Утром Булат  приехал, и когда я сыграл новый вариант, он меня расцеловал: вот это, сказал, то, что нужно».  
Более 30-ти песен создали композитор Исаак Шварц и поэт Булат Окуджава. Вот что писал об этом сотрудничестве Исаак Иосифович: «Булат хоть и называл меня привередой и говорил, что я придираюсь к стихам и капризничаю, но работали мы с ним всегда легко. Это были счастливые времена, счастливое содружество. Оно принесло много радости и утешения и нам самим, и нашим слушателям». В 1988 году в ленинградском издательстве «Советский композитор» был издан сборник «Исаак Шварц. Песни и романсы из кинофильмов на стихи Булата Окуджавы для голоса и фортепиано». Нотные сборники раскупили за считанные дни, а потом концерты артистов-любителей и профессионалов были украшены замечательными романсами и песнями Шварца-Окуджавы. Это было время настоящих мастеров: в песнях ценили музыку и стихи, исполнитель должен был обладать голосом и сценической культурой…

 

Булат Окуджава подарил Исааку Шварцу эти строки: 
 

Музыкант 


Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки – я надеялся понять,
как умеют эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых  жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?

Да ещё ведь надо пальцы знать к чему прижать когда,
чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда.
Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться? Чего её беречь? 

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас 
                                                                             на путь
 и вселяет в нас надежды… Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, 
                                                                  смычок остёр,
музыкант, соорудивший из души моей костёр.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она. 

 

 


13.05.2022

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru