Николай Васильевич Панченко
«Надо объединяться, искать людей, близких вам по духу, понимаете? Если мы объединялись в кружки и «кухни», куда входили десятки и сотни людей, то вы сегодня должны довольствоваться хотя бы несколькими людьми вокруг вас, но такими, которые вам духовно, интеллектуально, нравственно близки. И даже если их окажется так мало, что все они могут спрятаться от дождя под одним деревом, надо этих людей беречь, встречаться, общаться, обмениваться написанным и друг другу помогать. Мне кажется, для человека думающего – это сегодня самое главное».
Из интервью Павлу Нуйкину, «Литературная газета» № 5973, 2004г.
Николай Панченко – уроженец Калуги, поэт, фронтовик, публицист. Автор мемуаров «Частный опыт истории», рассказывающих правду о 20-60-х годах прошлого века, точнее, о жизни талантливых людей в это время, на которое пришлись и большой террор, и страшная война, и Победа. А к ней, для полного счастья, прилагались воодушевление, надежда, единение народа, созидание. Панченко жил, работал и был полон сил в прекрасное время Оттепели. Он был знаком и дружен со многими литераторами той поры.
После несправедливого суда и увольнения из школы в деревне Высокиничи, где Булат Шалвович Окуджава честно работал две четверти, а на зимних каникулах поехал в Москву, да задержался на денёк – прогул! – он переехал в Калугу. Работал в школе, потом в «вечерке». Несколько раз отправлял учитель словесности Булат Шалвович Окуджава свои стихи и очерки в газеты «Знамя» и «Молодой ленинец». Кое-что удалось опубликовать. И вот в июле 1952 года Окуджава познакомился со своим ровесником, поэтом-фронтовиком Николаем Панченко. Он возглавлял редакцию «Молодого ленинца» – газеты довольно смелой для того времени, популярной в Калуге и области. Вот что рассказывал Николай Васильевич о том времени: «После венгерских событий 1956 года власти везде, и прежде всего на местах, начинали искать внутренних врагов – среди журналистов, писателей, в общем, среди гуманитариев. Ну а в Калуге таким врагом №1 считалась газета «Молодой ленинец», где я был главным редактором, и в которой Булата Окуджаву мне удалось, несмотря на то, что его отец был расстрелян как враг народа, сделать заведующим отделом пропаганды и, надо признать, очень боевым заведующим».
Позже, когда Окуджава уже жил и работал в Москве, его повесть «Будь здоров, школяр» Константин Паустовский, Николай Панченко и Роман Левит выбрали для публикации в легендарном альманахе «Тарусские страницы». Вот что рассказывал Николай Панченко в интервью Павлу Нуйкину для «Литературной газеты» в 2004 году: «Это был настоящий прорыв в литературном процессе. На этих страницах к читателю пришли – кто впервые, кто-то на совсем новом качественном уровне, кто-то после многолетнего забвения – Казаков, Заболоцкий, Трифонов, Коржавин, Слуцкий, Корнилов, Цветаева, Окуджава, Самойлов, Максимов, Балтер и многие другие».
Пройдет более 20-ти лет и Николай Панченко с Ниной Бялосинской, замечательным этнографом и поэтом-фронтовиком, задумают второе издание знаковой для Оттепели книги – альманаха «Тарусские страницы». Как считали оба, по уровню она должна быть продолжением первой, легендарной, прочитанной настоящими читателями с восторгом, несмотря на запреты, изъятие из продажи и размещение в самых дальних фондах библиотек. Одиннадцать лет полностью подготовленная к печати книга лежала под спудом, пока не нашёлся издатель, который смог напечатать тираж всего в 500 экземпляров. Видимо, «Тарусским страницам» на роду написано быть редкой книгой…
Сейчас имя поэта Николая Панченко не так известно, как хотелось бы нам, сотрудникам-хранителям литературного Переделкина. Его прекрасные сборники стихов «Теплынь», «Зелёная книга», «Осенний шум», сборник стихов и прозы «Слово о великом стоянии» и мемуары «Частный опыт истории» достойны внимания читателей, а его судьба, личность – уважения и памяти. Это был очень красивый человек.
В ноябре 2005 года независимое движение писателей «Апрель» вручало премию имени Андрея Сахарова «За гражданское мужество» поэту Николаю Панченко. Посмертно. Его вдова Варвара Викторовна Шкловская сказала: «Справедливость торжествует, но на это не хватает жизни». Справедливости ради и ради хорошей поэзии читайте стихи Николая Панченко. Как сказала Юнна Мориц: «Поэзия Панченко создана для послезавтра и написана навсегда».
Вдова Николая Панченко – Варвара Викторовна Шкловская, дочь Виктора Борисовича Шкловского. Её судьба тесно связана со знаменитыми, талантливыми литераторами ХХ века, сама она – талантливый физик. Её сын Никита Ефимович Шкловский-Корди, – физиолог, кандидат биологических наук. Экспонаты, представленные в этой маленькой экспозиции, переданы ими в дар музею Окуджавы.
Это дело всё-таки простое –
Тысячи ли, медные гроши…
Всё, что стоит, ничего не стоит
Кроме замороженной души.
Ототри её до боли снегом,
В тело бездыханную внеси,
С внутренним, невыдуманным небом
смысл её земной соотнеси.
И она очнётся – как проснётся! –
Вспомнит всё, что было до того,
Как погаснуть истинному свету,
Светскому довериться поэту –
С песенкой разнузданной его.
14.04.2023