Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

Зоя Крахмальникова

 

Бывают соцветия памятных дат, тогда возникает своеобразный сериал публикаций. Они начинаются в день соцветия и идут  следом в ближайшие дни.

Сегодня мы продолжим вспоминать о родившихся 14 января. Зоя Крахмальникова появилась на свет в 1929 году в Харькове. Она известна как писательница, православный публицист, христианская исповедница и московская красавица. В ее 95-летие нельзя не вспомнить о подарке поэта – о посвящении Зое Крахмальниковой великолепной песни «Прощание с новогодней елкой». Об этом знают многие. А было еще застолье летом 1987 года дома у Булата Шалвовича, у которого был особый повод. Запечатлена эта дружеская встреча в книге Бориса Мессерера «Промельк Беллы». Приводим фрагмент из публикации в журнале «Октябрь» (2013. № 5).

«Еще мне запомнился вечер в июне 1987 года, который Булат устроил в честь освобождения Зои Крахмальниковой и ее мужа Феликса Светова. Он чрезвычайно внимательно относился к Зое и Феликсу.

В 1982 году Зоя Крахмальникова была арестована за издание православного альманаха «Надежда». Ее обращение к религии стало результатом сложных душевных переживаний. Крахмальникова не могла смириться с преследованием верующих в нашей стране. Она проявила потрясающее мужество при аресте и во время заключения, а позже отказалась признать свою вину и подать прошение о помиловании. Лишенная свободы, она написала книгу «Слушай, тюрьма!».

О жизни Зои Крахмальникой мы в те годы узнавали только по радио из «вражеских голосов», но пытались следить за ее судьбой.

Феликса Светова в 1982-м исключили из Союза писателей, а в 1985-м арестовали за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Выпустили их в начале перестройки.

Феликс – мягкий, благородный человек, хорошо знакомый с Беллой еще с детских лет, был значительно старше ее. Его семья жила в 3-м Доме советов на Садовой улице, где в детстве жила Белла.

Булат был много лет знаком с Зоей, ее выход на свободу очень его порадовал, и он хотел отметить это событие максимально торжественно.

Мы сидели в широкой лоджии квартиры Булата за красиво накрытым столом в предвечерние часы при заходящем солнце. У всех участников нашего маленького застолья было умиротворенное настроение. Наверное, все осознавали, что эта встреча – акт высшей справедливости. Героическое поведение Зои в тюрьме и Булат, и мы, его близкие друзья, оценивали в полной мере.

Меня поразила величественная красота Зои Крахмальниковой. У нее был правильный овал лица, гладко зачесанные волосы и особенное выражение глаз, смотревших открыто и прямо на собеседника, но в то же время таивших загадку женского очарования. Нельзя было не восхищаться тем, что она пронесла свою красоту и этот взгляд через все испытания.

С Феликсом, державшимся очень скромно, я в дальнейшем подружился и неоднократно встречался, вспоминая Булата.

В память об этом событии я храню снимок, запечатлевший всех присутствовавших. Другой такой же я отослал Васе Аксенову в Америку, чтобы он имел представление о том, как мы проводим время в Москве».

 Обложка журнала «Октябрь» № 5 2013 года.

 


17.01.2023

 

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru