Владимир Высоцкий
«Владимир Высоцкий», скульптор Владимир Сергеевич Лемпорт (1922-2001); глина, шамот, роспись. Экспонат Фонда музея Булата Окуджавы и экспонат Выставки «Володя и Булат» 2021 года.
25 января - день рождения Владимира Высоцкого. Присутствие в чествовании поэта стихов Окуджавы стало доброй традицией. Будем ей следовать. Только прежде, чтоб не повторяться, напомним об одном научном замысле. В 1998 году филолог Владимир Новиков выступил на конференции «Владимир Высоцкий и русская культура 1960—1970-х гг.» и предложил системно изучать творчество Окуджавы, Высоцкого и Галича. Его идея не была реализована, но повлияла на ученых, исследующих бардовскую песню и поющих поэтов.
«Замысел такого исследования возник в июне 1997 года, когда Россия прощалась с Булатом Окуджавой и привычное некрологическое клише «с ним ушла целая эпоха» прозвучало до буквальности точно, как абсолютно достоверное утверждение. Уход эпохи, однако, означает приход времени ее научного исследования. Через год после кончины Блока Мандельштам писал о том, что еще только начинается «новая судьба, Vita Nuova» поэта. С 1997 года мы ведем отсчет новой жизни Булата Окуджавы — так же, как с 1980 года берет начало новая жизнь Владимира Высоцкого, а с 1977 года — Александра Галича. Творчество всех этих трех больших русских поэтов, трех крупнейших творцов авторской песни становится теперь предметом исторического изучения. Их жизненные и творческие пути, их художественные системы могут сопоставляться на равных.
Можно говорить об особом культурном и поэтическом контексте Окуджава — Высоцкий — Галич (далее — ОВГ), выделяющемся из общего контекста авторской песни. Эта выделенность не нуждается в особенных доказательствах, тем не менее напомню слова Эйдельмана: «Высоцкий есть исторический деятель, никуда от этого не денешься». Определение «исторический деятель» из всех бардов применимо также к Окуджаве и Галичу — и на этом список закрывается. Не уверен, впрочем, что под такую номинацию подпадает и кто-либо из представителей канонической, «письменной» поэзии, синхронной творчеству ОВГ. Речь не просто об иерархии талантов, дело касается не только качества строки, но и качества судьбы».
Весь текст «Окуджава - Высоцкий - Галич» Вл. Новикова можно увидеть здесь...
Как наш двор ни обижали...
Булат Окуджава
Как наш двор ни обижали,
он в классической поре.
С ним теперь уже не справиться,
хоть он и безоружен.
А там Володя во дворе,
а его струны в серебре,
а его пальцы золотые,
голос его нужен.
Как с гитарой ни боролись -
распалялся струнный звон,
как вино стихов ни портили -
все крепче становилось.
А кто сначала вышел вон,
а кто потом украл вагон -
все теперь перемешалось,
все объединилось.
Может, кто и нынче снова
хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается
подлить в стихи елея.
А ведь и песни не горят,
они в воздухе парят.
Чем им делают больнее,
тем они сильнее.
Что ж печалиться напрасно:
нынче слезы лей - не лей,
но запомним хорошенечко
и повод и причину.
Ведь мы воспели королей
от Таганки до Филей.
Пусть они теперь поэту
воздают по чину.
<1988>
Бокал, подаренный Владимиром Высоцким Булату и Ольге Окуджава. Вторая половина 1970-х г. Экспонат выставки «Володя и Булат» 2021 года.
Галерея фотографий выставки «Володя и Булат» 2021 года...
Фрагмент выставки «А Высоцкому - 80» 2018 года. Экспозиционно-выставочный зал Мемориального музея Б.Окуджавы, 2018г.