Отар Иоселиани
Вот уже и второе февраля! Как это у Пастернака: «Февраль. Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд...» Да, и правда, февраль месяц дурной, опасный и коварный. И Пушкинский последний день, и предсмертные муки - как раз в феврале... Но не мог знать Борис Леонидович, что этот же февраль почти через век, 2-ого числа 1934 года, подарит нам в утешение прекрасного Отара Иоселиани. Как? Вы не знаете, кто такой Отар Иоселиани? Кинорежиссёр! Поразительный, мудрый, пронзительный! И любящий вас! Бегите скорей в кино, ищите его фильмы, наслаждайтесь, питайтесь ими...
А вам вдогонку хочется послать чудесный текст близкого друга Отара Давидовича, прекрасного Юрия Роста, написанный совсем недавно на сороковой день его кончины. Лучше не скажешь!
ПИСЬМО В ТБИЛИСИ.
СОРОК ДНЕЙ БЕЗ ОТАРА ИОСЕЛИАНИ
Я с вами, родные, переживаю уход великого кинорежиссера и моего ближайшего друга!
Он создал свой иоселианиевский мир, полный любви, печали и веры в живого человека. И он сам покинул этот мир, когда мир разрушился. Отару не удалось его изменить, (да такой задачи и не было). Он хотел научить нас полюбить то, что все таки удалось Создателю.
Он, может быть, один из немногих мировых Художников, показал человеку просто человека. И этого человека я полюбил на всю жизнь.
Отар не мог быть для меня примером: чудо повторить нельзя! Но он был и остается важной и незаменимой частью моей жизни. Перед его памятью невозможно мне совершить нравственно ущербное действие.
Он не учитель и не пастырь, но Человек, чье слово и жизнь для меня останется невероятно востребованными...
Он продолжает наполнять меня радостью, хотя я осознаю, что не услышу ироническую оценку моего лепета:
«Чудно, мамулечка! Только зачем этот пафос?»
Это не пафос, Давидыч! Это честные слова любви к тебе!
Там, где ты сегодня - компания достойная: Мишико Чавчавадзе, Дэвик Боровский, Гоги Харабадзе, Белла Ахмадулина, Борис Барнет, Гия Данелия, Андрей Битов, Ваня Духин, Ладо Алекси-Месхишвили…
Есть с кем поднять рюмку за нас грешных. Наливай! Сегодня важный день. Я уверен тебе открыли правильные ворота.
Ах, прекрасный Рост! Всех перечислил, а Булата забыл. Как же не вспомнить им парижские встречи с дружеским круженьем по маленьким блистательным музыкальным местечкам, по почти трагическим сердечным встречам со старыми эмигрантами, по бесконечной беседе, когда понимаешь «друг друга с полуслова»....
Ольга Булина
02.02.2024