В Переделкинской глуши: Лариса Шепитько, Элем Климов
Оказаться в "Переделкинской глуши" - дело нехитрое. Полчаса на электричке от Киевского вокзала, и эта самая "глушь" наступает неизбежно. Писательский поселок, построенный здесь по просьбе Горького (кого попросил "буревестник пролетарской революции" об этой дружеской услуге, думаю, понятно и без комментариев) в 1934 году, разумеется, знавал и лучшие времена, но и по сей день, будучи отчасти перестроенным, а также заселенным людьми, лишь немногие из которых имеют отношение к писательскому мастерству, он хранит нечто таинственное, привлекающее любителей и знатоков советской литературы.
Вне всякого сомнения, особое место в списке обитателей поселка всегда занимал Булат Шалвович Окуджава, чей более чем скромный казенный домик на улице Довженко, 11 существует и по сей день, более того, является Государственным мемориальным музеем поэта. Кроме обязательного для федеральной организации культуры перечня предоставляемых услуг (проведение экскурсий, подготовка экспозиций) особое место занимают так называемые "Булатовы субботы" - встречи с писателями, художниками, режиссерами, литературные чтения, показ кинофильмов.
Сделав поправку на несезон, Ольга Владимировна Окуджава - директор музея, предложила проводить по субботам (в рамках Булатовых суббот) встречи с весьма симптоматичным для этой снежной зимы названием "В Переделкинской глуши".
Итак, в минувшую субботу прошла встреча, посвященная звездному дуэту кинорежиссеров - Ларисе Шепитько и Элему Климову. В вечере принял участие Антон Климов, сын Ларисы Ефимовны и Элема Германовича, который рассказал о своих родителях, поделился воспоминаниями о том, как снимался документальный фильм "Лариса", сделанный уже после трагической гибели его матери.
Необычайной эмоциональности картине добавила пронзительная музыка Альфреда Гарриевича Шнитке, с которым любила работать Лариса, находя в произведениях маэстро нечто такое, что невозможно выразить словами, но при этом говорящее о героях и событиях на экране едва ли не больше сценария и картинки.
Вечер завершил показ одной из ранних картин Ларисы Ефимовны "Родина электричества", снятой в 1967 году по одноименному рассказу Андрея Платонова в Астраханских степях. Следование литературной основе и парадоксальные изобразительные решения позволили в полной мере передать не только дух времени (гражданская война), но и саму трагическую суть той человеческой "глуши", в которой оказались герои писателя.
Максим Гуреев
03.03.2018