Мистика места: Тарковские и Переделкино
В "Зеркале" Андрея Тарковского есть такая сцена - отец, приехавший с фронта домой, обнимает детей - сына и дочь. Они стоят на пороге огромного деревянного дома, затерянного в лесу. Ветер шевелит занавески, опрокидывает стоящую на столе керосиновую лампу, которая падает в траву.
Мир фантазий и аллюзий режиссера безграничен, но всякая, даже самая фантастическая сцена у Тарковского имеет свои истоки, рождена не на пустом месте, но предполагает погружение в события реальные и незабываемые. В частности, описанная выше сцена произошла в Переделкино, когда Арсений Александрович приехал на побывку с фронта, чтобы повидать детей. В то время Андрей и
Марина вместе с мамой - Марией Ивановной Вишняковой, - жили на даче писательских детей в Доме творчества (бывшая дача Веры Инбер, Ильи Сельвинского, напротив - дом Чуковского).
Переживания, связанные с той драматической встречей (Арсений Александрович в то время уже ушел из семьи), спустя годы находят свое воплощение на экране - тревожная и в то же время величественная музыка, внезапно налетающий ветер, мать, которая со
слезами на глазах смотрит на своего бывшего мужа с их общими детьми.
При том, что сцена снималась в Тучково (дом был построен специально), переделкинская атмосфера передана Андреем Тарковским предельно точно и безошибочно. Что и понятно, ведь воспоминания детства всегда были для режиссера первопричиной и первоосновой его творческих поисков. В 1979 году уже известный кинорежиссер Андрей Тарковский приехал к отцу в
Переделкино с фотографом Георгием Пинхасовым. Две знаменитые фотографические карточки - отец и сын в комнате в старом корпусе Дома творчества - стали своеобразным продолжением той драматической сцены времен войны, когда Арсений и
Андрей, находясь рядом, не могут не ощущать мучительного несхождения между собой, потому что уже давно привыкли жить в ожидании разлуки.
Андрей Шемякин, киновед, кинокритик, кинорежиссер, принявший участие в вечере, посвященном Андрею и Арсению в Переделкино, не только помог нащупать глубинные смыслы в фильмах Андрея, но и обнаружил своеобразную переделкинскую перекличку
отца и сына, для которых писательский поселок на берегу реки Сетунь всегда был мистическим местом.
Максим Гуреев
Фото Егора Гуреева
17.03.2018