Быть советским писателем? В поисках ответа
Как известно, Алексей Максимович был против того, чтобы "этих греховодников" (имеются в виду советские писатели) собирать вместе и уж тем более селить рядом. Но тов. Сталин настоял - писательский поселок необходим для того, чтобы "инженеры человеческих душ" были всегда под присмотром, в том смысле, чтобы они друг за другом присматривали.
Сказано - сделано, Горький благословил строительство писательских дач, и во второй половине 30-х годов в поселке на берегу Сетуни появились первые счастливые обладатели деревянных двухэтажных домов, сооруженных по немецкими типовым проектам.
Сам же Алексей Максимович так ни разу Переделкино и не посетил и уж тем более никогда тут не жил.
Встреча с писателем, литературным критиком, журналистом и сценаристом Павлом Басинским в нашем музее был приурочена к 150-летию со дня рождения "буревестника пролетарской революции", что, впрочем, и понятно, ведь Павел Валерьевич является одним из ведущих не только российских, но и мировых "горьковедов". Был ли Горький советским писателем? Что такое вообще - "советский писатель"? Эти вопросы стали смыслообразующими очередного субботнего вечера из цикла "В Переделкинской глуши".
Басинский не столько дал однозначный ответ на эти вопросы, сколько пригласил участников встречи к разговору, наметив несколько ключевых тем - Горький и Толстой, Горький и богоискательство, Горький и Сталин, Горький и Соловки, без которых хоть сколько-нибудь приблизиться к пониманию этой гигантской фигуры рубежа XIX-XX веков - писателя, публициста, общественного деятеля категорически невозможно.
Вечер завершил показ документальной картины Максима Гуреева "Дом" о переделкинской судьбе Александра Фадеева, судьбе трагической и неоднозначной.
Максим Гуреев.
Фото Егора Гуреева.
30.04.2018.