ВЫСТАВКИ / ОНЛАЙН / «Окуджава и кино» /2021
Фильм «Женя, Женечка и катюша»
Режиссер: Владимир Мотыль
Сценарий: Булат Окуджава, Владимир Мотыль
Оператор: Константин Рыжов
Композитор: Исаак Шварц
Художники: Наталья Васильева, Виктор Волин
Актеры: Олег Даль, Галина Фигловская, Михаил Кокшенов, Павел Морозенко, Георгий Штиль, Марк Бернес, Адольф Ильин, Бернд Шнайдер и др.
Премьера 21 августа 1967 года
К 1965 году Владимир Мотыль был уже дипломированным актером, историком, театральным постановщиком, но режиссёром кино считался начинающим. Первая его картина «Дети Памира» была прекрасно принята критикой, и Мотыль получил возможность снимать то, что ему хотелось: историю интеллигентного арбатского юноши, попавшего на фронт.
И не просто историю, а комедию. Режиссера вдохновила повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, Школяр», опубликованная в 1961 году в альманахе «Тарусские страницы». Прототипом главного героя «Школяра» был сам автор, который, не закончив школу, отправился на фронт добровольцем. Окуджава был первым, кто решился написать не о героических подвигах, а о страхе смерти, тоске по дому, абсурдности войны. И сделал это с присущими ему человечностью и грустным юмором.
Владимира Мотыля не испугало то, что повесть раскритиковала партийная печать за «дегероизацию» образа советского воина. Он рассказывал, что «на всю жизнь полюбил этого стойкого, маленького, худенького солдатика», и понял, что работать над фильмом должен фронтовик Окуджава. Режиссёр разыскал Булата Шалвовича и убедил его стать соавтором сценария.
Работали дружно: Владимир Мотыль набрасывал сюжетную канву, Булат Окуджава работал над диалогами. Сценарий был закончен буквально за месяц.
Сотрудничество и дружеское общение продолжалось и на съёмках, в Калининграде, куда приехал Булат Шалвович. Кстати, в сцене встречи нового года в веселой компании военных легко можно узнать его самого.
Кадр из фильма «Женя, Женечка и катюша»
Кадр из фильма «Женя, Женечка и катюша»
Мотыль отчаянно боролся за актёров - благодаря их с Окуджавой стараниям в картине принял участие легендарный Марк Бернес (в роли полковника Караваева). На роль мечтательного Жени Колышкина был утверждён Олег Даль, а на роль решительной грубоватой красавицы Женечки Земляникиной – недавняя выпускница Щукинского училища Галина Фигловская. Даль и Фигловская сыграли блистательно, убедив зрителя во взаимной любви очень разных людей, которых вместе свела война.
Кадр из фильма «Женя, Женечка и катюша»
Кадр из фильма «Женя, Женечка и катюша»
Внезапная гибель главной героини превращает фильм из комедии в трагикомедию. Этот поворот сюжета был придуман Владимиром Мотылём. Булат Шалвович не хотел «убивать» Женечку Земляникину. И до сих пор чувства зрителей не однозначны: одни считают, что история о войне не может обойтись без трагедии, другие согласны с Окуджавой в том, что героиню надо было сберечь...
Немалую долю обаяния фильму придет песня «Капли датского короля» на стихи Окуджавы. Музыку к ней написал замечательный композитор - Исаак Шварц, который, как никто, чувствовал музыкальную поэзию Булата Шалвовича. Песенку эту спели для фильма 15-тилетний Александр Кавалеров и сам автор. Их исполнение - искрящийся напиток из радости и грусти...
Саша Кавалеров и Булат Окуджава исполняют «Капли датского короля»:
https://www.youtube.com/watch?v=WonMZmnFWlo&t=25s